— Думаю, что проблемы сегодняшних СМИ одинаковы для большинства регионов. Есть регионы, где что-то чуть лучше, что-то чуть хуже, но в принципе все одинаково: финансовые проблемы, ситуация, связанная с экономикой, сложная ситуация у печатных СМИ. Повторяю, что есть определенный круг людей, которые являются приверженцами и потребителями печатной продукции. Если говорить о бизнесе в медиа и власти, о структурах вокруг этого бизнеса, то можно сказать, что если сегодня власть не объявила войну этому бизнесу, то повернулась к нему спиной. Вопросы бумаги, полиграфии, распространение печатной продукции стоят остро. Я уже не говорю о «Почте России». Конечно, у нее сейчас большой интерес к банковской деятельности. Но почта создавалась не для того, чтобы банки делать.
— Кризиса доверия к реальным СМИ нет? — Есть кризис доверия к тем, кто не пускает нас по каким-либо причинам к людям. Это неправда, что ты можешь узнать все через интернет. Нужно сопоставлять то, что есть в интернет-пространстве и то, что есть у людей думающих, у журналистов.
— Вы имеет в виду блогеров — так называемых народных журналистов?
— Да, народных журналистов, где нет ответственности, чувства стыда, рамок закона. Закон о СМИ 1991 года был самым демократическим законом из всех, которые принимались в России за последние 30 лет. Там все разрешено, но запрещено ругаться матом. За матерными словами можете зайти в общественный туалет. На самом деле не в матерщине дело, а в мысли, которую закладывают профессиональные журналисты в рамках закона, в рамках своего нравственного отношения и своего участия в обществе. Ведь есть кодекс чести журналиста.
— Когда некоторые блогеры не хотят регистрировать себя как СМИ, они ссылаются на то, что попадут в прокрустово ложе законодательства. Это так?
— Это ложь. Нет страны сегодня в мире, где не было бы каких-либо законов. Свободу слова некоторые воспринимают как возможность гадить где угодно и на кого угодно. Говорят, что каждый может вести свой блог, свое СМИ. Ну и ведите! Только не занимайтесь хулиганством в интернете. Уход от законодательства в рамки якобы абсолютной свободы приводит к тому, что информационное пространство заполняется фейками, появляется нецензурщина, брань. Сейчас подумают, что я против интернета. Но я не просто за! Я зарабатываю очень большие деньги в интернете, но в рамках закона о СМИ. И пишу все что хочу; и публикую все что хочу. Сегодня, на мой взгляд, самая большая беда интернет-пространства — вранье и фейки. Сегодня свобода слова превратилась во вседозволенность.
Об информационных войнах
— Я не олигарх, но я создал мощнейшую структуру бизнеса в медиа. А олигархи ездили ко мне консультироваться. В результате Гусинский, Березовский и прочие поняли, что медиа, СМИ — это инструмент давления на власть, это инструмент борьбы друг с другом, это инструмент, когда ты можешь уничтожить любого человека или поставить на любую должность. И начались информационные войны. Вот здесь и закон, и СМИ, и свобода слова сыграли дурную шутку с обществом и журналистами. В это время появляются такие слова, как «сливные бачки». Так оно и было, к сожалению. Тогда журналисты стали играть в игры, в которые нельзя играть. Мы стали пособниками олигархов, которые использовали журналистов, нашу трибуну, наш ум и закон о СМИ в своих интересах. Это было неяркое время для журналистов, хотя некоторые считают, что это был рассвет. Нет, это был закат.
— Газета «Московский комсомолец» имеет необычное название, несколько эпатажное. Насколько название соответствует содержанию газеты и редакционной политике?
— Дело в том, что в 1991 году мы освободились от горкома и обкома комсомола, которые были владельцами «Московского комсомольца», но деньги на производство газеты и на зарплату давал горком партии. В 1991 году прошли соответствующие изменения — и мы получили лицензию на самостоятельную деятельность. Мы были уже достаточно популярны в Москве. Но через пару лет нас читал каждый четвертый житель Москвы. И тогда писатель-сатирик Лева Новоженов с другими коллегами поставил вопрос: «Комсомола нету. У нас есть предложение сменить название газеты». Тогда собрался весь коллектив редакции. Я тогда сказал, что рассматриваю вопрос с позиции наших интересов, вашей зарплаты. Представьте, что с завтрашнего дня мы переименуем газету в «Молодой курьер» или «Московский курьер». Выкладываем все это на прилавки. Сколько человек пройдет мимо? 99% пройдет мимо и будет искать «Московский комсомолец». Это чисто маркетинговый ход.
— В чем успех «Московского комсомольца»?
— Я всегда говорил, что хочу делать такую газету, которую мне утром было бы самому интересно читать. Считаю, что «МК» — это театр, журналисты — актеры, я — главный режиссер. Мы каждый день ставим спектакль. Насколько это спектакль интересен, привлекателен для наших зрителей (читателей), настолько мы будем близки к нашему успеху.
— Есть ли у вас самоцензура?
— К сожалению, есть, особенно в последнее время. Я, как опытный волк, постоянно слежу за обстановкой «в лесу», в некоторых вещах страхуюсь. Я знаю позицию абсолютного большинства высших политиков, представителей власти и понимаю их отношение к той или иной теме. Это не страх. За моей спиной 600 с лишним работников, не считая в региональных структурах. Они зарабатывают деньги, кормят свои семьи. Лучше я сегодня не опубликую что-то, посмотрю эффект, как это будет развиваться, а дальше, может быть, буду углублять тему. Это сложный вопрос. К каждой теме, к каждому моменту нужно относиться с позиции не только собственного «я». За свою шкуру я не боюсь, а вот за ребят иногда переживаю. И тогда я начинаю изучать этот вопрос, часто возвращаемся, структурируем так, как нужно.
Полную версию встречи редакторов ведущих СМИ Челябинска с Павлом Гусевым смотрите на платформе «Гранада ТВ».
Проект медиахолдинга «Гранада Пресс» реализуется при содействии Челябинской научной универсальной библиотеки.
Источник: vecherka.su