На днях в «Российской газете» появилась интересная публикация «Интернет победил телевидение еще в 2020 году» в которой излагались информация о молодежном форуме "Территория смыслов". Здесь кстати выступило много интересных докладчиков и среди них генеральный директор ВЦИОМ Константин Абрамов. Он рассказал много интересного и неожиданного и в частности о том, что «сложился расклад в пользу интернета: 38 процентов у телевидения против 43 процентов у интернета". Самое поразительное в сломах социолога это оценка интереса опрошенных к печатным СМИ на уровне «статистической погрешности». У меня это заявление уважаемого социолога вызвала оторопь. В 2020 году в России было зарегистрировано около 50 тысяч печатных СМИ. Многие федеральные издания имели и имеют разовые тиражи около миллиона экземпляров и более. Среди различных слоев населения, но особенно у старшего поколения очень популярны издания о здоровье, путешествиях, про сад и огород. Высокие тиражи имеют женские издания, развлекательные СМИ и тд. Значительные тиражи имеют издания для детей, о чем свидетельствует высокий уровень их продаж в киосках прессы. Кстати это хорошо иллюстрирует пример из Санкт-Петербурга, где Администрация Невского района на днях закупила для своих нужд газеты и журналы на более чем 200 тысяч рублей, издания предназначены для «оперативного мониторинга» происходящего в Петербурге и России. К этому добавлю, что в значительных объемах на печатные СМИ ежегодно подписываются администрация президента и Правительство РФ. Надо признать, что некоторые сегменты рынка прессы схлопнулись, в их числе компьютерные, автомобильные, эротические и пр. Прошла естественная ротация интересов населения к печатному слову, но интерес остался, а в период пандемии в среднем вырос на 8%. Выросла подписка на прессу, поскольку народ больше сидел дома и тратил больше времени на чтение любимых изданий. Нельзя преувеличивать и роль интернета в прошедшем году так как огромная часть территорий страны не имеет не только интернета, но даже мобильной связи. Далеко ходить не надо, в Подмосковье есть населенные пункты, где интернета практически нет. Любое добросовестное социологическое исследование должно сопровождаться информацией о методике осуществления выборки для опроса с указанием возрастной и социальной категории опрошенных лиц, чтобы это не походило на опрос вегетарианцев о качестве свинины или говядины в продаже. Мне приходилось уже писать, что есть так называемые «похоронные команды» печатных СМИ, которые разглашают уже много лет смерть прессы во имя перетекания рекламы из «бумаги» в «цифру». Но эти усилия бесперспективны, так как в наши дни наблюдается симбиоз бумаги и цифры и грамотные издатели успешно сочетают все существующие носители для продвижения информации, а у печатного слова есть главное преимущество перед интернет-ресурсами и социальными сетями – здесь статьи готовятся профессионалами, добросовестно и без фейковых гипербол. В свое время Марк Твен написал знаменитую фразу: «Есть три формы лжи: ложь, наглая ложь и статистика». Эта мысль в разных странах многократно подтверждалась. Я не хочу ее сегодня относить к социологии, но хотелось бы призвать специалистов из данной сферы быть повнимательнее к своим заявлениям и выводам, чтобы не попасть даже в тень, отбрасываемой замечательным афоризмом гениального писателя. Оськин А.В. для Эха Москвы
Оськин А.В.: ВЦИОМ споткнулся о статистическую погрешность
Социология – наука непростая, её результативность во многом зависит от уровня профессионализма ученых и исследователей данной области. Здесь многое зависит от правильной постановки вопросов к исследуемой аудитории, от выборки и др. Например, легко организовать исследование среди профессиональных шахматистов об их отношении к покеру и получить ожидаемый результат. И наоборот. Точно также можно в интернете провести опрос о том, что бумажных СМИ кажется опрашиваемым наиболее привлекательным, и получить результат близкий к нулю. Подобных псевдоисследований в наши дни случается очень много. В том числе, откровенная «заказуха», когда все опросы подчинены нужному результату.