Для Анны Делианиди литература – это удивительное отражение мира слова, художественное преломление действительности. Изучение текстов, уверена эксперт, помогает лучше понять историческое время, желания и возможности людей, увидеть направление развития всей цивилизации.
Именно поэтому Анна Делианиди считает особенно важным привить молодому поколению искреннюю любовь к чтению, развить у подростков умение понимать и анализировать тексты. На это направлены те образовательные программы, которые эксперт разработала специально для студентов творческих направлений. Подробнее о них Анна Делианиди рассказала в интервью Global Women Media.
– Анна Николаевна, в чем заключается особенность Вашей авторской программы обучения? Как проходят занятия по современной литературе?
– Я бы назвала это не столько авторской программой, сколько компиляцией из моих собственных мыслей, инсайтов и предложений коллег, которые профессионально преподают литературу не только в России, но и за рубежом. В моей методике объединены достаточно разные концепции.
Я преподаю на факультетах дизайна, архитектуры, журналистики и издательского дела. Мои студенты – очень творческие молодые люди, которым наверняка не очень подходят лекции классического типа. Поэтому все наши занятия проходят в интерактивных и оригинальных форматах.
Вместе со студентами мы много читаем и обсуждаем произведения, пытаясь «вытянуть» из них не только сюжет, но и глубинные смыслы. Мы размышляем над не самыми очевидными вещами в текстах… Откуда на озере у дома Лизы взялся Эраст на лодке? Кого из мифологических персонажей мог «закодировать» Карамзин в образе лодочника?
Меня всегда поражает творческий отклик студентов, с каждым проведенным занятием у меня растет чувство благодарности к ним за то, что они готовы работать и читать, выдавая всё новые интерпретации текстов.
С дизайнерами и архитекторами на занятиях мы рисуем, создаем творческие конспекты. Студенты передают свои ощущения от «встречи» с главными героями произведений через визуализацию, графические изображения.
Например, недавно учащиеся архитектурного колледжа изучали «Грозу» А.Н. Островского и рисовали образы, обозначенные автором в произведении. Сгоревшая церковь как символ всего текста и другие объекты породили целую галерею рисунков. Профессиональный интерес позволил будущим архитектором иначе взглянуть на знакомую пьесу, обнаружить в ней много интересных и важных деталей.
Мы все по-разному воспринимаем один и тот же текст. Творческие, открытые конвергентному исследованию любого вопроса люди зачастую видят многие вещи чуть глубже и шире, главное – дать им возможность пропустить информацию через комфортную для них форму восприятия.
По моему ощущению, главное, что должно происходить на курсе литературы, – это совместное с наставником чтение и погружение в текст. Важно не оставлять студента наедине с произведением, надеясь, что он сам прочтет, проанализирует и осознает прочитанное.
Студенчество – такой возраст, когда в мир литературы необходимо заходить с проводником, который будет правильно настроен и сможет действительно увлечь молодежь чтением. Если нам удастся сделать это сегодня, то мы вырастим поколение людей, которые смогут получать качественный опыт из книг, спокойно ориентируясь в огромном море информации и текстов.
– Как родилась идея создать курс по современной литературе?
– На создание и реализацию курса меня вдохновило само учебное заведение. Во-первых, я была искренне восхищена руководством МКИК и ИГУМО, готовым менять планы рабочих программ для того, чтобы студенты могли получать максимум важных для них знаний. Во-вторых, мне было очень интересно поработать со студентами творческих направлений, для которых действительно очень важно разбираться в том, что происходит в современном литературном процессе. Так как я окончила магистерскую программу, посвященную современной литературе и читательским практикам, вместе с руководством учебного заведения мы решили, что мои знания и опыт были бы действительно очень полезны для молодежи.
Так родился спецкурс, который, по сути, охватывает весь современный литературный процесс: литературные премии и блоги, творчество современных авторов.
Мы запускаем программу уже в этом новом учебном году. Я уверена, что студентам будет интересно. По крайней мере, те тексты, которые я отобрала для изучения в рамках курса, на слуху у всего культурного сообщества. Знание и понимание их – это тот маркер, который отличает человека читающего, Homo legens, от тех, кто не читает и не следит за литературными трендами.
– Вы принимаете участие в большом количестве культурных проектов. Почему для Вас важно направлять значительную часть своих сил и энергии именно на преподавание?
– Преподавание – важнейшая составляющая моей экспертной успешности и профессионального развития. Сегодня я являюсь главным редактором приложения «НЭБ Свет», разработанного Национальной электронной библиотекой. Это государственный проект, который позволяет в первую очередь школьникам и студентам получить доступ к бесплатной литературе – не только к классическим произведениям, но и к современным художественным и научно-популярным текстам.
Для меня предельно важно поддерживать прямую связь со студентами, видеть, чем они живут и что им интересно. Потому что, когда ты возглавляешь редакцию продукта для этой категории пользователей, обязательно нужен канал для прямого общения.
И, конечно, я вижу свою ответственность в том, чтобы делиться собственными знаниями и опытом. Изучение литературы, умение «правильно» читать позволяют развивать у человека аналитическое мышление, важное для его личностного и профессионального роста в любой сфере.
Литература дает уникальный опыт, помогает нам гораздо быстрее делать выводы обо всем том, что происходит вокруг нас. Попадая в ту или иную ситуацию, человек может спокойно в ней сориентироваться хотя бы потому, что о чем-то подобном он уже читал. При этом интересно, что полезный опыт способны дать самые разные книги и сюжеты, будь то произведение, написанное современным автором, или текст, которому уже 50, 100 лет или несколько тысячелетий.
Поэтому мне очень хочется привить подрастающему поколению любовь к чтению. В мире литературы можно открыть для себя невероятные возможности.
– Сейчас очень много людей предпочитают печатным книгам аудиоверсии, которые можно просто послушать, например, в дороге. На Ваш взгляд, это может заменить чтение?
– Я бы сказала, что аудиокниги уже стали частью современной действительности. Мы живем в мире, где время течет с очень большой скоростью. И хотя в сутках по-прежнему 24 часа, как и столетия назад, само время, его темп и насыщенность событиями значительно изменились. И это вызов, который потребовал от человечества создания и развития новых форм получения информации.
Сегодня прослушивание аудиокниг можно сравнить с классическим чтением вслух, когда века назад многие семьи собирались в гостиной, чтобы вместе погрузиться в мир литературы. Сейчас старый формат приобрел новую форму, но он всё так же способствует культурному обогащению людей. Кроме того, мы получили возможность еще более рационально использовать свое время. Например, вместо мучительного ожидания в пробке человек может провести несколько часов с интересом и пользой за прослушиванием аудиокниги.
Вместе с тем важно понимать, что аудиокниги не могут стать полноценной заменой чтению. Это разные виды мозговой активности, которые задействуют разные нейронные сети.
Чтение предоставляет человеку дополнительные возможности, которые недоступны при восприятии информации на слух. Чем больше мы читаем, тем быстрее становится темп нашего осмысленного чтения. Так мы учимся качественнее вычерпывать необходимую информацию из огромного количества информационного потока современной жизни.
– Как выбрать свою траекторию развития и понять, какие именно книги нужно читать?
– Сегодня мы имеем для выбора огромнейший ассортимент книг. Маркетинговые отделы и PR-службы издательских домов ведут большую работу для того, чтобы те или иные книги получили коммерческий успех. И от этого сделать выбор становится еще сложнее. К сожалению, далеко не все книги заслуживают затраченных на них ресурсов читателя – времени, энергии, работы мозга. К счастью, у нас есть качественные ориентиры, по которым можно отбирать для себя лучшие тексты.
В нашей стране существует уже устоявшийся институт литературных премий. Это своеобразный компас, который позволяет ориентироваться в мире литературы.
Если сравнить авторов-победителей или тех, кто попал в short lists, то можно заметить, что во всех литературных премиях за последние 10–15 лет картина будет относительно одинаковой. Ориентируясь на такие списки, можно понять, какие писатели интересны сегодня миру и, что немаловажно, профессиональному культурному сообществу.
Когда меня спрашивают о том, что почитать, я всегда советую обращать внимание на книги, номинированные на различные премии. В зависимости от степени увлеченности литературой можно ориентироваться не только на короткие списки финалистов, но и на длинные списки номинантов. Нередко в них встречаются очень достойные и интересные произведения, часто это могут быть дебютные работы молодых авторов.
– Что Вы любите читать и какие у Вас любимые книги?
– Это очень типичный вопрос для филолога, на который я отвечу, вероятно, тоже очень типично, но честно. Для меня любимые книги – это новые, еще не прочитанные книги. Всё, что было прочитано когда-то раньше, уже хранится в моем уме и в сердце. Это оставило след в моей душе, но она по-прежнему требует нового читательского опыта и впечатлений. Деятельность филолога, эксперта по современной литературе никогда не дает заскучать.
Новые тексты появляются на свет каждый день, и я, как охотник за сокровищами, нахожусь в постоянном поиске жемчужин – интересных авторов и книг.
Для меня чтение – невероятное наслаждение. Я понимаю, что процесс поиска, изучения новых текстов никогда не закончится, и это очень вдохновляет. Читая талантливые произведения, особенно российских авторов, я каждый раз вижу подтверждение того, что наша культура необычайно богата, литература бесконечна, а мысли неиссякаемы. И это дарит непередаваемое ощущение сопричастности к чему-то великому.
Я стараюсь регулярно рассказывать о каждом произведении современной литературы, которое мне кажется важным для понимания траектории развития человечества, российского общества, в моем блоге в Telegram. Я чувствую в этом свою ответственность, потому что мои посты читают в том числе мои студенты.
– В каких литературных событиях, сообществах Вы принимаете участие?
– У меня достаточно большое количество коллег в литературном сообществе, с которыми мы поддерживаем дружеские и профессиональные связи. Я всегда с удовольствием принимаю участие в реализации проектов, совпадающих с моими ценностями и видением важности литературы.
Например, я являюсь членом рабочей группы по отбору заявок в литературной резиденции Переделкино, куратором закрытого литературного сообщества «Коллоквиум», где проходит много специальных мероприятий для молодых авторов. У меня есть авторская колонка в интересном и популярном digital-журнале «Прочтение», где я регулярно беру интервью у современных молодых и успешных писателей.
Кроме того, я выступаю в качестве эксперта фонда «Тотальный диктант», осуществляющего поддержку языковой культуры граждан. Меня восхищает энтузиазм этих людей, которые малыми ресурсами и небольшой численностью команды масштабировали проект, «растянув» его на всю Россию – от Москвы до самых удаленных окраин. Более того, участие в «Тотальном диктанте» сегодня принимают представители русскоговорящего населения разных стран.
«Тотальный диктант» – это проект, который демонстрирует беспрекословную важность русского языка как для российского, так и для мирового сообщества. Это история про любовь и бережное отношение к культуре.
В фонде состоят много филологов, которые проводят невероятно интересные лекции о современном русском языке. Получать подобную информацию очень важно, как минимум для того, чтобы оставаться грамотным человеком, – без этого невозможно развитие.
– В каких интересных мероприятиях Вам удалось поучаствовать этим летом? Какие у Вас планы на август?
– Лето оказалось очень насыщенным и интересным. Я проводила прощальный ужин для первой смены в литературной резиденции Переделкино, реализовывала интересные проекты с Российской государственной библиотекой, совместно с фондом «Тотальный диктант» принимала участие в организации одной из современных литературных премий – «Болдинская осень», которую проводит Министерство культуры Нижегородской области. Вместе с командой «НЭБ Свет» мы сделали эфир для программы «Образовательная среда», посвященный обзору возможностей нашего приложения, и участвовали в летней школе учителей литературы от «Гильдии словесников» в Ясной Поляне.
Я, как обычно, много думала о том, какие современные тексты было бы интересно изучить студентам в новом учебном году. Мы также открыли конкурсный отбор текстов молодых авторов для зина «Коллоквиума». Там я буду выступать в качестве одного из членов жюри. И это лишь часть ярких летних событий, на этом планы не заканчиваются.
– Что бы Вы пожелали женщинам всего мира?
– Я бы пожелала им не забывать прислушиваться к себе и постоянно подстраиваться под свои самоощущения. Женский ресурс имеет очень большую силу, он способен осветить не только нашу собственную жизнь, но и жизнь наших близких и окружающих. Чтобы он эффективно «работал», нам необходимо бережно относиться к себе, сохраняя и возобновляя свою энергию. Источник: eawfpress.ru