Защитный знак
- Вы посещаете отчётно-выборные собрания, которые сейчас проходят в отделениях Союза журналистов по всей России. Есть какие-то общие плюсы и минусы у региональных СМИ?
- Одно из направлений моей работы - это тренинги и семинары, которые я провожу в регионах для начинающих и для опытных журналистов, для сотрудников пресс-служб органов власти. Кроме того, у нас в Союзе проходят конкурсы для региональной журналистики: к примеру, «10 лучших газет России», «Лучшее журналистское произведение» и так далее. И сразу видно, где региональные СМИ делаются для чиновников и отчётов, а где ориентированы на людей. Между ними большая разница - у одних падают тиражи, а другие востребованы у читателя.
- Какие жалобы от журналистов поступают в Союз чаще всего?
- Помимо молодёжного и образовательного направления, я руковожу Центром мониторинга нарушений прав российских журналистов и СМИ. Мы работаем в связке с Центром правовой защиты журналистов и на протяжении трёх лет отслеживаем нарушения.
В последнее время журналисты жалуются на нарушения базовых вещей: недопуск к мероприятиям, неадекватные ответы и отписки со стороны органов власти, когда журналист не может получить информацию, с которой необходимо работать.
Бывает, конечно, и различного рода давление, угрозы, даже нападения на журналистов. Особенно во время проведения несогласованных акций, например, зимой этого года.
Тогда совместно с Роскомнадзором, Росгвардией и МВД наш Союз предложил разработать систему безопасности журналистов на таких акциях. Важно, чтобы сотрудники полиции и журналисты не мешали выполнять друг другу свою работу. В итоге появились поправки в законе о митингах.
У нас своя позиция: журналист, когда оказывается на месте событий и начинает работать, должен быть защищён от любых рисков, не становясь при этом участником. Оговорюсь: речь идёт только о защите прав журналистов - сотрудников зарегистрированных СМИ, о блогерах речь не идёт.
И анализ ситуации показывает, что к нашим требованиям прислушались: нарушений со стороны органов правопорядка стало меньше.
Запрещено законом
- Сегодня государство ужесточает контроль над различными организациями, службами и ведомствами. На ваш взгляд, закручивание гаек как-то коснулось журналистов?
- Не могу оценивать, как закручиваются гайки в отношении ведомств. Что же касается журналистов, мы не первый год говорим о том, что существует множество законов, которые так или иначе регулируют медиасферу. Причём число этих законов и поправок постоянно растёт, а вместе с ними увеличивается и возможное количество штрафов.
В то же самое время блогосфера позволяет себе всё, что закон запрещает журналистам. Это создаёт нездоровую атмосферу в обществе, дезориентирует людей. Они начинают верить блогерам, хотя их материалы сомнительны - там нет фактчекинга, нет проверки информации. Зато есть глубокая убеждённость, что свобода слова - это материться в эфире и говорить всё, что думаешь. Но ведь это не так!
Однако, в отличие от журналистов, закон блогеров не ограничивает. В итоге в одном информационном поле с блогерами журналисту, который проверяет информацию, подтверждает факты (особенно если говорить о расследованиях), при таком обилии законов работать всё сложнее.
Думаю, сегодня, при множестве законов, цивилизованная редакция, которая не хочет попасть под санкции и штрафы, должна как минимум иметь в своём штате юриста, или консультироваться по самым простым, казалось бы, вопросам: это и возможное нарушение авторского права в отношении изображения, присутствие человека в кадре без его согласия. Сейчас начнутся выборы, а это уже ограничения предвыборного законодательства.
Непонятно одно: почему все эти законодательные моменты не работают в соцсетях, у блогеров? Я считаю, регулирование нужно, но нужно для всей медиасферы, включая блогеров.
В сеть за читателем
- Сегодня новости смотрят в смартфонах, там же ищут информацию. Что, по-вашему, в ближайшем будущем ждёт печатные СМИ?
- Сейчас мобильное потребление увеличилось колоссально, и пандемия достаточно сильно повлияла на медиаландшафт - все ушли в онлайн. И те печатные издания, которые имели онлайн-площадки - сайты, соцсети, за время пандемии набрали в интернете определённое количество трафика, аудиторию, не утеряв при этом печатную версию.
Хотя, по последним данным, и телевидение потеряло 30% аудитории, я убеждён, что ни ТВ, ни печатные СМИ существовать не перестанут. Но надо понимать, что вызовы времени необходимо учитывать, менять подачу материалов.
Многие ежедневные газеты стали выходить дважды в неделю или превратились в еженедельники, потому что все новости ушли в онлайн. Понятно, почему. Зачем читателю вчерашние новости в газете?
При этом у печати есть важный плюс, которого нет в онлайн: вышел номер - и всё, дальше можно только уничтожить тираж. А в онлайн можно менять материалы до бесконечности и до неузнаваемости, и таких примеров масса.
В газете так не получится. Но её надо создавать с учётом сегодняшних реалий - усиливать связку с онлайн, пропагандировать и продвигать издание на разных площадках. Но при этом делать печать долгоиграющей: с нормальной аналитикой, злободневными темами, ориентированными на людей. Только в этом случае печатные издания будут долго существовать.
- В последнее время журналистику всё чаще называют второй древнейшей профессией. Причины?
- Понятно, что медиа - это бизнес. Но главная задача редактора была и остаётся - делать СМИ, выстроить материалы, найти журналистов, и, если придётся, отстоять свою позицию перед учредителем.
А сейчас, к сожалению, очень многие СМИ ориентированы на рейтинги и зарабатывание денег. И зачастую на месте редактора руководят процессом издания люди, никакого отношения к журналистике не имеющие. Поэтому не поднимаются важные темы, всё уходит в приглаженный контент. Такое впечатление, что люди живут в одном мире, а журналисты - в другом. Это приводит к недоверию к СМИ и к таким вот нелицеприятным высказываниям.
Но такие медиа далеко не все, и их подход к материалам зависит, повторюсь, от главного редактора: какую команду он соберёт, как и какие темы будет готов освещать и отстаивать.
Говорить правду на страницах СМИ - это не значит обязательно поливать грязью всех и каждого, это значит, умело и объективно преподнести в материале мнения всех сторон, раскрывая проблему, сохраняя нейтралитет, что мы в последнее время немного утратили. А это значит, надо воспитывать новых главных редакторов.
Роман Серебряный.
Родился в 1981 г. в Москве. Образование: МПГУ им. Ленина, МГУ им. Ломоносова, МЭСИ, Международный Центр Этики СМИ. Кандидат филологических наук. Журналист, преподаватель, медиатехнолог.
С 2001 г. работает в Союзе журналистов России. В 2013 г. избран секретарём СЖР.
Источник: adigea.aif.ru