Самое разнообразное чтение у самых маленьких детей, потому что такой благодатный возраст. Им что ни предложи – всё хочется, им всё интересно. И современных, и классиков читают. С детьми более старшего возраста как-то сложнее. Уже более избирательное чтение. Как правило это, конечно, развлекательного характера чтение и по программе. То есть то, что задают.
Я всегда родителям говорю, что классику надо читать. И они спрашивают, некоторые приходят и говорят: «Зачем классика, там такие ужасные вещи пишут всегда. Там всё страшно, все умерли и всё плохо. Но классику мы читаем не потому, что там какие-то невероятные сюжеты, а классика – это русский язык. Читая классику, дети учатся говорить, учатся писать. Вкусы особо не изменились, потому что жанры примерно те же самые, что были 10 и 20 лет назад. То есть на первом месте всё-таки развлекательная литература стоит. Дети устают учиться, тем более сейчас очень насыщенная школьная программа, хочется немножко отдохнуть, а развлекательное чтение даёт им такую возможность. Для многих чтение – это какая-то школа жизни, потому что не каждый ребёнок может спросить у родителей совет на какую-то тему, по какой-то ситуации и зачастую они ищут ответы на свои вопросы в книгах. У меня есть своё личное наблюдение, что современная русская литература более социальная, вот если мы не берём фэнтези, а говорим о рассказах, повестях, то там всегда какие-то проблемы, как подросткам тяжело, какие-то проблемы в семье, школе и так далее. Зарубежная более позитивная. То есть она такое послевкусие оставляет, что на самом деле всё хорошо и будет хорошо. Спрос на книги зависит и от экранизаций. Например, Гарри Поттера как покажут, всё – у нас выдавать нечего, все идут. Потом были «Маленькие женщины», потом была история «Серебряные коньки». То есть это вообще просто название одно и то же, а фильм и книга по разным историям. Тем не менее давайте хотя бы эту. То есть взяли ещё и классику почитали после этого фильма. Если заставлять ребёнка, особенно подростка, читать, то это всегда обратная реакция. Он сразу скажет нет, мне ничего не нужно. Ну, во-первых, попробуйте привести в библиотеку. Просто вот посмотреть. Вот он тут посидел у порога, потом дальше прошёл, что-то там на полочке увидел, увидел, как другие дети берут книги. И так вот раз взглядом зацепился за какую-то книгу и вот там посмотрел, что-то полистал, что-то увидел и говорит: «О, это прикольно». И даже если он какую-то ерунду возьмёт, он всё равно у нас почитал и в следующий раз всё равно что-нибудь ещё выберет. Ещё совет родителям. Летом у нас самый большой наплыв читателей как раз с программным чтением. Приходит мама с ребёнком, и он хочет помимо, например, программной литературы что-нибудь взять: «Мама, я хочу». Мама говорит: «Нет! Вот сначала прочитай вот это вот всё, а потом ты придёшь…» Ребёнок не придёт. То есть если он что-то захотел, то нужно взять и дать ему почитать.
Юлия Горбулина, специалист по подростковому и детскому чтению Краевой детской библиотеки им. Н.К. Крупской Источник: vesti22.tv