Глубокое познание современной наукой сущности мира и реальная необходимость в повышении духовного уровня человечества – все это обуславливает взаимное непонимание структуры и процесса взаимодействующего управления Вселенной, экономикой человеком-машиной.
Вселенная функционирует по всеобщим природным законам независимо от нашего сознания и попыток воздействовать на них… Экономика, управляемые машинные и биологические процессы, как и Вселенная в целом, тоже подчинены общим законам, не зависящим от нашего сознания, уровня развития, профессии и принадлежности к той или иной расе, национальности, партии, идеологии и вероисповедания.
И до сих пор, пока мы этого не поймем, мы не сможем не только эффективно управлять экономикой, но и понимать друг друга и самих себя, будем постоянно разрушать, а не создавать…
Происходит разрыв духовного и логического мышления, что привело человечество на грань третьей мировой войны из-за духовно-научного противоречия людей. Наступил энергоэкономический кризис из-за несовершенства науки о сущности человека, об обществе, объективно взаимодействующим со «всемирным разумом». Многое в современном мире меняется, но нет самого главного – диалога между расами, идеологиями и многого, что противоречит этике во взаимоотношениях, а отсюда всяк на свой лад понимает правила экономической жизни, ценообразование и кредитно-финансовую дисциплину, налоговую, финансовую политику и т.п.
По своему усмотрению, естественно, исполняются законы, указы, постановления, планы, распоряжения, стандарты, контракты, договоры и другие руководящие и инструктивные документы. Не по этой ли причине в одних странах жизнь улучшается, а в других, наоборот, бурлят страсти, недовольства, проводятся забастовки, голодовки и месяцами не выплачиваются зарплаты. В общем, в мире всегда происходят либо война, либо голод, либо безработица. И, разумеется, в такой ситуации трудно добиться высокой экономической интеграции, обеспечить реальное улучшение жизни людей.
Факт существования хаоса в теории и практике управления экономикой - конечно, это существенные недоработки ученых и специалистов разных направлений.
Все в происходящем, а еще и коронавирус, накладывает очень серьезный отпечаток и происходит человеческое торможение в понятии интеграции. Прицепилась и «цифра», и это в настоящее время мощный инструмент по порабощению мира. И это достаточно серьезно скажется на будущем. Происходит разделение: современные цифровые «рабы» не могут сегодня получить достойное образование и профессию. Сейчас все делается поверхностно, без диагностики и живого общения, ужасает примитивность специалистов в медицине и в образовании, примитив на телевидении и в других информационных областях. Одно цепляется за другое - и все это серьезно сказывается на мироустройстве и на нашем будущем. Нет официального понимания будущего страны, так как все отработано, говорят либо ни о чем, либо о том, что скажут «сверху»… Различные «страшилки» не дают общего понимания - куда движется и в каком режиме будет жить страна, куда и зачем мы сами движемся, и что нас ждет – цифровое «рабство» или…
Но природа этого не поймет, и всемирное мироздание также не потерпит, потому что вся Вселенная подчинена общим законам, не зависящим от нашего сознания и попыток воздействия на них. Мироощущение – это всеобщая парадигма, но мы никогда к ней не подступимся, если не будем впитывать в себя то, что в настоящее время слабо улавливаем и не всегда можем что-либо расшифровать.
Совершенно очевидно, что научная и техническая грамотность населения приобретает большое значение.
Информационная революция стала частью нашей жизни, чтобы понять меридианы ее последствий, как позитивные, так и печальные, трудно представить себе насколько и каким образом изменится наша жизнь.
Формирование информационной культуры в нынешний период характеризуется кардинальными изменениями в сфере взаимодействия человека и информации. Информация и знания заняли доминирующую позицию по отношению к таким важнейшим категориям, как материя и энергия, тем самым был ознаменован переход от индустриальной к информационной цивилизации.
Развитие информационного общества – это обучающееся общество в непрерывном процессе познания, в адекватных изменениях, происходящих в природе и обществе, возросшем объеме информации, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий. Качественно новыми чертами образования является ориентация на дальнейшее развитие личности, переход репродуктивной модели образования к продуктивной, многоукладной, вариативной с практическим научным воспроизведением.
Мы говорим о постоянном учебном процессе, и здесь наступает самое сложное.
Понимание необходимости непрерывного образования предполагает формирование убеждения, что всякое знание относительно, и основу надежности создает лишь обновление и приращивание знаний, длящиеся на протяжении всей жизни.
Непрерывное познание происходящего наталкивается на неспособность человека к усвоению все возрастающего информационного потока, требуется умение добывать информацию и извлекать из нее необходимые знания, обеспечивающие целенаправленную самостоятельную деятельность оптимальному удовлетворению индивидуальных потребностей с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Одной из основных тенденций, характеризующей переход науки и технологии в следующий век, является их нарастающая глобализация.
На рубеже XX-XXI веков второй после глобализации тенденцией является, по мнению многих авторов, растущее внимание к системе образования (естественные науки, математика) – ключевой фактор национальных идей:
- Фотоника, телекоммуникации, мультимедиа, онлайн-обучение;
- Язык и познание;
- Нейро-передатчики;
- Память на молекулярном уровне;
- Биологическое узнавание.
Научно-технический потенциал передовых государств переживает структурные изменения и смену приоритетов.
Последний момент - важный для сферы науки и техники. Возрастное влияние этих компонентов, жизнедеятельности общества прослеживается в повседневной жизни и быту граждан.
Так что «потусторонний» мир – это впереди, надейся, но не жди, а сам проникай в этот закрытый мир!
Борис Семёнович Есенькин –
Президент НП «Гильдия книжников»,
генеральный директор ООО Торговый Дом «БИБЛИО-ГЛОБУС»,
Заслуженный работник культуры РФ,
доктор экономических наук, кандидат философских наук