Как СМИ расшевелить «спящую» аудиторию: советы для локальных изданий

Аудиторию сложно удивить — такая проблема существовала всегда. Но за пандемийные годы на фоне всеобщего онлайна и непрекращающегося потока негативной информации люди ещё и изрядно устали, накопили внутреннее напряжение. Как расшевелить «спящую» аудиторию — рассказала Камилла Нигматуллина, заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций СПбГУ, редактор рубрики «Образование» в журнале «Журналист».

В понедельник, 14 февраля, во время лекционной части VII Фестиваля малой прессы Камилла Нигматуллина поделилась советами о том, как журналистам работать с «уставшей» аудиторией.

Сегодня перед журналистами встала непростая задача — с одной стороны предоставлять достоверную информацию, а с другой — производить контент, который бы боролся с напряжением и тревожностью. Из-за этого даже неэмоциональные инфоповоды сегодня приходится заворачивать в интересную упаковку — так, чтобы люди «изнутри своей усталости» смогли отреагировать на то, что производят СМИ.

Не все темы «цепляют». Что делает инфоповод «эмоциональным посланием»?

1. Принадлежность к чему-то: «а мы тоже», «а у нас».

Это могут быть ролики о том, как горожане собираются в конкретном месте на какое-либо событий. Например, в Тюмени у драмтеатра снимали комедию «Ёлки» — видео об этом набрало большее количество просмотров, чем другие.

Из опыта работы районных и муниципальных изданий заметно, что видео со спортивными соревнованиями, городскими праздниками или детскими конкурсами всегда лидируют по количеству охватов. Весь секрет в том, что они работают с человеческими эмоциями.

2. «Причастность к хорошему воодушевляет».

Привлечь внимание могут материалы о простых людях, которые вдохновляют и вызывают позитивные эмоции.

3. «Ощущение, что я не один со своей проблемой».

СМИ могут объединять людей, давать им поддержку и надежду на то, что их общая проблема будет решена.

Как разбудить эмоции «спящей аудитории»?

1. Дать авторскую интерпретацию, высказать неожиданную мысль или предположение, предложить новый взгляд на старую дискуссию.

Например, можно долго писать о том, что в городе много сосулек, а можно просто устроить конкурс на самую большую.

2. Наступить «на старую мозоль», если мы знаем, что точек зрения ровно две.

Наступая «на мозоль», журналистам не надо бить в больное, достаточно замечать, что людей волнует. Если мы видим в комментариях (или в другой форме обратной связи), что читатели постоянно обращаются к одной и той же теме, то это яркий сигнал. Медиа могут предложить свои варианты решения проблемы и тем самым поставить точку в дискуссии.

3. Обратиться к «боли» человека, а не к информации (факту) — не сообщить ему о чём-то, а пошевелить его «потребность».

Под «болью» имеются в виду эмоциональные ощущения. Сталкиваясь с каким-то контентом в медиа, человек не должен чувствовать, что у него где-то «болит», он должен ощущать надежду — это именно то, что ищет сегодня аудитория.

Как в нейтральных темах искать «эмоциональный потенциал», который вовлекал бы аудиторию?

1. Ностальгия как сценарий прошлого, который может повториться в будущем.

Сегодня необязательно искать острую ситуацию или конфликт для того, чтобы люди отреагировали. В эпоху нестабильности и неопределённости объединяющей эмоцией может стать ностальгия по чему-то светлому.

2. Неочевидные изменения в будущем, планы и проекты.

Можно рассказывать аудитории о позитивных и вполне реальных планах развития территорий. Например — показывать, как планируют развивать детские площадки или парки в каком-либо районе Петербурга.

3. Возможности развития, о которых пока не говорят или говорят мало.

В медиапространстве сейчас очень много негативных вариантов развития событий. Мы можем предлагать людям «план А» и «план Б». Журналисты, конечно, должны обозначать вероятность любого исхода, даже негативного. Но важно также акцентировать: «если есть шанс позитивного сценария, давайте делать первые шаги, чтобы его приблизить».

4.Возможность замедлить ритм жизни и получить удовольствие от момента.

Речь идёт о том, чтобы уметь в любой момент жизни остановиться, насладиться мгновением и идти дальше.

Одна из тем, которая до сих пор не используется в полной мере как инструмент «против тревоги» — это локальный патриотизм. О чём можно писать?

- Об историях молодых людей, которые вкладывают свои таланты в родной край;

- Что делать, чтобы привлечь в регион больше туристов/жителей/инвесторов;

- Как развивается (или не развивается) осознанное потребление/экологическое сознание/здоровый образ жизни.

«Мне кажется, что все темы, которые хорошо встраиваются в контент локальных СМИ, связаны с людьми или с возможностями места. <...> Это то, что я называю локальным патриотизмом: "мой район", "мой муниципальный округ", "моя небольшая территория", где есть свои герои и свои яркие события», — объяснила Камилла Нигматуллина. Ранее Лениздат опубликовал итоги VII Фестиваля малой прессы. Всего на конкурс было подано более сотни заявок из корпоративных, районных или муниципальных изданий.

Автор Екатерина Сергейчева

Источник: lenizdat.ru

Добавить комментарий