Санкции на Россию продолжают сыпаться со всех сторон. Особенно меня поражают меры в гуманитарной сфере, культуре, науке и спорте. Появилось даже устойчивое выражение «культура отстранения», то есть некая философия применения санкций везде, где только можно. После автомобилей и детского питания очередь дошла и до издательского дела, а конкретно – глянцевых журналов
Известный и авторитетный издательский дом Condé Nast, получив соответствующие указания, также решил свернуть свою деятельность в нашей стране. Об этом сообщила главный редактор американского издания журнала Vogue Анна Винтур в официальном письме сотрудникам. «С большой печалью я пишу вам в связи с объявленным ранее на этой неделе решением прекратить издательскую деятельность Condé Nast в России. Я хочу выразить свои глубочайшие соболезнования и сообщить вам, что, хотя я не могу себе представить, насколько сложной была ваша ситуация, я искренне разделяю приверженность Роджера (Роджер Линч — генеральный директор Condé Nast) поддержке всех пострадавших. Было приятно работать со всеми вами». С 1998 года Condé Nast Россия выпускал одни из самых известных глянцевых журналов: Vogue, GQ и GQ Style, Tatler, Glamour и Glamour Style Book, AD – peopletalk.ru. Это действительно печальная новость, потому что в России появилось огромное количество читателей вышеперечисленных изданий, которые полюбили эти проекты и с нетерпением ждали каждого следующего выпуска. Издания Condé Nast в России уходят в небытие. Надо посочувствовать и журналистам, работавшим в ИД и армии читателей, которые останутся без любимых журналов. На этом фоне несколько иначе выглядит ситуация с женским журналом InStyle, который также получил письмо от держателя лицензии Dotdash Meredith с решением о прекращении выпуска InStyle на территории России. Но ситуация в данном проекте не фатальная, а имеет некоторые пути преодоления последствия удара. Несмотря на закрытие как печатной, так и электронной версий издания, сотрудников редакции постараются сохранить для запуска в ближайшем будущем нового бренда. «В планы компании входит: максимально сохранить команду InStyle и оперативно запустить новый медиабренд, ориентированный на современный стиль, моду, культуру, образ жизни и готовый работать по модели 360: принт + сайт + соцсети» – написала gazeta.ru. Это правильный путь сохранения кадров и читательской аудитории. Добавлю к сказанному, что популярные журналы дают хорошие доходы и дистрибуторам прессы, и ритейлу, и Почте России. Это в целом важный экономический блок, который не должен иметь серьёзные изъяны. На издательском рынке также стало известно о том, что Marvel Comics может отозвать лицензии у российских партнёров. Несколько издателей уже получили от компании письма о разрыве сотрудничества с партнерами в России на неопределенный срок. Об этом, в частности, пишет Geek City со ссылкой на источники, которые знакомы с письмом компании российским партнерам. «Сходятся все в одном: в середине лета Marvel перестанет продавать и продлевать лицензии на выпуск своих комиксов на русском языке», написал в своем телеграм-канале владелец магазина комиксов «Чук и Гик» Иван Чернявский – bfm.ru. Всё это означает, что в первую очередь пострадают издатели журналов, которые использовали продукцию Marvel в своей работе. Трудности испытают издатели и журналов, и книг. Но здесь ситуация сложнее, чем с глянцевыми журналами, так как создание комиксов – это сложный творческий процесс, который трудно восполнить. Культура отстранения дошла до издательского дела и в конечном счете ударит по широким читательским массам в России. Это плохо и печально, но не трагично. Природа не терпит пустоты, особенно в творческом деле. И на смену уходящих от нас глянца и комиксов придут другие издательские продукты, которые восполнят потерю. Не сразу конечно, перерыв может быть достаточно длительным. Но мы потерпим.
Александр Оськин, Вице-президент СППИ ГИПП