Новые тренды в использовании бумаги и картона в России

Электронный документооборот, отказ от бумажных чеков, белые или серые упаковки соков и молока — все эти тенденции получили развитие в последние несколько месяцев на фоне сложившейся из-за санкций производственной ситуации.

О том, какие риски для производителей и потребителей несет в себе импортозамещение в целлюлозно-бумажном производстве, а также как эти изменения могут отразиться на экологической обстановке в России, «Ведомости. Экология» узнала у представителей отрасли и ритейлеров.

Серые схемы

В марте этого года россияне столкнулись с резким дефицитом офисной бумаги и ее подорожанием в рознице в несколько раз. Связано это было с приостановкой производства на Светогорском целлюлозно-бумажном комбинате (ЦБК) из-за перебоев с поставками критически важных реактивов для отбеливания бумаги из Финляндии (завод выпускает офисную бумагу под брендами SvetoCopy и Ballet Classic). Одновременно на сайте предприятия появилась информация о производстве новой офисной бумаги SvetoCopy ECO серого цвета. Позже СМИ сообщили, что американский собственник, Sylvamo Corporation, объявил о продаже комбината. В середине мая производитель бумаги Mondi также решил продать свои активы в России, в том числе «Мон-ди Сыктывкарский ЛПК», самый известный бренд которого — офисная бумага «Снегурочка».

Как заявил в начале апреля замглавы Минпромторга Виктор Евтухов, российские производители нашли поставщиков необходимых для производства офисной бумаги ингредиентов в Индии и Китае, а один из заводов (Светогорский ЦБК) будет выпускать новый сорт бумаги, но он «не ярко-белого цвета». «Но при этом будут использоваться химикаты, которые не содержат хлора, т. е. она еще будет экобумага», — добавил он. Цены в магазинах на офисную бумагу из-за постепенного спада спроса и снижения цен от поставщиков начали стабилизироваться, однако по сравнению с февралем она все равно подорожала примерно в полтора раза.

Безбумажный документооборот

По мнению председателя комиссии «Опоры России» по целлюлозно-бумажной промышленности, генерального директора Лиги переработчиков макулатуры Андрея Гурьянова, цифровизация в современном мире неизбежна, однако полный отказ от использования бумаги в офисах пока не является экономически целесообразным и «не совсем белая бумага» займет свою нишу на рынке. «Сейчас предприятия выпускают бумагу, у которой процент белизны ниже, но она приятнее для глаз — люди, которые читают электронные книги, никогда не делают максимальную белизну в настройках, стараются ее уменьшить. Я не вижу больших рисков для российского рынка с точки зрения использования данной бумаги», — говорит Гурьянов. При этом он считает, что проблемы с поставками сырья для производства офисной бумаги являются временными: «Дефицита на рынке нет. Создан штаб Минпромторга совместно с лигой, который решает вопрос логистики поставки отбеливающих химикатов через азиатские страны, и он в ближайшее время будет решен». Таким образом, возможно, проблема восстановления некомфортно высокой белизны бумаги будет решена.

Доцент кафедры товароведения и экспертизы товаров Института торговли и сферы услуг Сибирского федерального университета Галина Рыбакова отмечает, что у серой бумаги есть и минусы — например, распечатка сканированного с такой бумаги документа получается хуже и затратнее по расходу тонера. А торопить полный переход в цифровой формат, по ее мнению, не стоит: «Несмотря на то что замена бумажного документооборота электронным реализована уже во многих компаниях, на этот счет есть опасения: при любых форс-мажорных отключениях электроэнергии или интернета электронные документы просто перестают существовать, а документооборот останавливается. Поэтому цифровой формат должен сопровождаться и некоторой долей бумажного», — уверена Рыбакова.

Чек-пойнт

Еще один вид бумажной продукции, с поставками которого случились перебои, — чековая кассовая лента. Из-за ее дефицита и всплеска цен на нее в середине марта ФНС России приостановила до конца года оформление штрафов магазинам, которые не могут выдать покупателям бумажные чеки.

Вместе с тем, как заявил Евтухов в начале мая, сейчас внутреннее производство кассовой ленты достаточно для удовлетворения спроса, совокупная мощность ее выпуска в России составляет около 8000 т в месяц, тогда как спрос на нее ожидается в объеме 5000 т.

Говоря о причинах сбоев поставок кассовой ленты, Гурьянов отметил, что основная проблема, как и с офисной бумагой, была в поставках отбеливающего состава и состава, с помощью которого на кассовой ленте происходит печать. «Все это восстановлено. Во-первых, появился параллельный импорт, во-вторых, есть азиатские компании, которые поставляют отечественным компаниям необходимые компоненты. Единственное — сейчас могут возникать сложности с логистикой: если раньше из Европы поставки занимали максимум неделю, то сейчас время доставки может доходить до месяца, а то и двух», — говорит он.

О привлечении новых поставщиков рассказал и член генерального совета «Деловой России» Михаил Фомичев. «Сегодня при поддержке Минпромторга, других органов государственной власти предприятия отрасли наладили сотрудничество с альтернативными поставщиками материалов и комплектующих. Ведется работа по организации логистических цепочек доставки продукции из Китая, Турции, СНГ и других стран», — сказал он. Фомичев также отметил, что сейчас меняется и география экспортных поставок готовой бумажной продукции — увеличивается объем экспорта в страны Азиатского региона.

При этом, несмотря на отсутствие дефицита кассовой ленты, российские ритейлеры продолжают массовый переход на электронные чеки. Как рассказали «Ведомости. Экологии» в компании «Магнит», магазины сети предложили покупателям переходить на них с апреля: участники программы лояльности в мобильном приложении могут включить функцию цифрового чека и ее активировали уже почти 300 000 пользователей. Аналогичные программы существуют и у других сетей.

Рост числа покупателей, предпочитающих получить чеки в электронном виде, а не в бумажном, -большой плюс для экологии. Дело в том, что для печати на чеки наносится бисфенол А или бисфенол С. Помимо того что эти вещества токсичны, они делают бумагу непригодной для переработки. Поэтому отказ от бумажных чеков в пользу электронных — демонстрация бережного отношения к природе.

«С точки зрения экологии отказ от бумажных чеков — это действительно важный процесс, так как в России практически нет мощностей для переработки чековой ленты», — считает руководитель проектов по устойчивому развитию компании X5 Group Ольга Васильчук. С ней согласна доцент кафедры товароведения и экспертизы товаров Института торговли и сферы услуг Сибирского федерального университета Елена Зайченко: «Это правильная тенденция в экологическом и экономическом смысле, и это удобно, хотя и не всем: покупатели возрастной категории зачастую просто не умеют пользоваться электронной техникой и испытывают сложности. Поэтому полный отказ от бумажных чеков пока невозможен».

Даешь замену Tetra Pak

Одной из самых популярных и высокотехнологичных компаний в мире по выпуску упаковки, шведско-швейцарской Tetra Pak, в июне Национальный совет по вопросам торговли Швеции запретил отправлять товары в Россию, хотя она просила сохранить ее экспорт в РФ. По информации компании, у нас в ее продукции продается семь из 10 упаковок молока и соков. У Tetra Pak есть завод в России, но в марте она заявила о временном сокращении ассортимента упаковки из-за нехватки некоторых комплектующих.

По словам вице-премьера Виктории Абрамченко, не исключено, что до конца года отечественные производители запустят в серийное производство продукцию, подобную упаковке Tetra Pak. «Мы сейчас проводим эксперимент, он в активной фазе — как нашу целлюлозно-бумажную промышленность поженить с производителями продуктов питания, для того чтобы импортную упаковку можно было заместить. Надеемся, что эксперимент будет успешным», -заявила она в июне, отметив, что, скорее всего, российская упаковка будет не привычного белого цвета, а «экологичного серого».

Рыбакова считает, что уход Tetra Pak может стать стимулом для отечественного производства: «Необходимо занять нишу и не зависеть от иностранных компаний. Кстати, эта упаковка не имеет больших преимуществ по сравнению с пластиком. Бумага (имеется в виду картон. — «Ведомости. Экология»), конечно, позволяет создавать более компактные формы для экономного использования объемов при перевозке и складов при хранении. Но сейчас уже появились формы пластиковых бутылок с прямоугольным сечением, что позволяет минимизировать пустое пространство».

Что касается экологического аспекта, то, как отметила Зайченко, упаковку Tetra Pak сложно утилизировать: хотя у компании заявлена работа с 11 предприятиями по переработке в России, ее упаковка — это многослойный продукт.

Необходимо в первую очередь создать инфраструктуру сбора отработанной продукции, а затем разделения ее на фракции и разные виды ее переработки. По мнению эксперта, в России пока недостаточно предприятий и производственных мощностей для импортозамещения Tetra Pak, кроме того, есть сложности с сырьем.

По словам Васильчук, существуют альтернативные многокомпонентные материалы: «Например, мы изучаем возможности закупки подобной упаковки для наших собственных торговых марок в странах Азии. Также, на наш взгляд, можно рассматривать замену на другие материалы — полиэтилентерефталат, стекло, полиэтилен низкого давления — каждый поставщик самостоятельно решит, по какому пути пойти. На покупателе использование производителями иных материалов в целом никак не скажется, хотя возможно снижение сроков хранения продукта».

Российские производители начали массово переходить на белую некрашеную упаковку, чтобы экономить дефицитную краску. Параллельно появляется все больше серых коробок с молоком, кефиром и другими продуктами, которые заменяют привычную белую тару. Как считают эксперты, это приведет к определенному снятию нагрузки как на экономику, так и на экологию. По мнению Гурьянова, чем меньше красок нанесено на тару, тем меньше ресурсов необходимо, чтобы ее убрать и переработка становится дешевле. «Упаковка будет дешевле, она будет вкладываться в стоимость продукта в меньшем объеме. Многие сейчас стали вспоминать советскую крафтовую бумагу, она очень популярна: дорогая продукция, которую позиционируют как элитную, очень часто упакована в крафтовую бумагу или картон, и это формирует восприятие продукта как натурального. Этот маркетинговый ход применяется уже давно, так что вполне возможно, что серая упаковка сработает в плюс», — считает Рыбакова.

Источник:  vedomosti.ru

Добавить комментарий