С ростом проникновения интернета во все сферы жизни, ключевым образом изменились и привычки. Бизнесу и государству приходится адаптироваться и менять модели взаимодействия с целевой аудиторией.
Коснулось это медиаотрасли: бурно растет аудитория блогеров, telegram-каналов, а многие печатные издания вынуждены сокращать тиражи. Перед многими небольшими газетами вообще стоит вызов: уйти в сеть или умереть. Основатель медиагруппы «Проспект мира» Илья Лабунский поделился опытом своей компании, а также рассказал, как решая свои задачи, смог помочь всему рынку СМИ.
Красноярский издатель Илья Лабунский, изначально построивший свой бизнес в социальных медиа, а позже трансформировавший его в полноценную региональную медиагруппу, нашел способ помочь коллегам. Он создал собственную технологическую платформу для управления контентом, которая призвана помочь небольшим СМИ благополучно пройти путь цифровой трансформации.
Волна новостей
Речь идет о полноценной системе управления контентом (CMS), с фокусировкой на проблемы СМИ, которая получила название Newswave (16+). «История нашего продукта началась с паблика в VK, который позже превратился в популярное городское медиа — «Проспект Мира», — рассказывает Илья Лабунский. — В определенный момент мы поняли, что нельзя зависеть от милости площадок, и приняли решение развивать собственный сайт, чтобы расширить собственные возможности и аккумулировать новую аудиторию. Стали думать, каким сайт должен быть, и пришли к выводу, что платформу придется делать самостоятельно: готовых, но при этом доступных, решений на рынке нет».
Изначально в «Проспекте Мира» делегировали web-разработку сторонней студии, однако после нескольких лет работы и двух версий сайта на базе уже существующих CMS, было принято решение: не использовать шаблонных решений, и спроектировать все самостоятельно.
«Нам пришлось собрать собственную команду разработчиков, в которую частично вошли наши партнеры, те самые, которые несколько лет вместе с нами пытались сделать идеальную платформу, — продолжает Лабунский. — Примерно через год, в декабре 2019, нам удалось запустить первую версию Newswave. Хотя и названия никакого не было. Просто был новый «движок». Мы передали доступы к тестовому сайту нашей редакции и наблюдали за тем, как журналисты ругаются и ворчат».
После работы над ошибками и проверки продукта реальными пользователями, Newswave обрел название. А чуть позже — и первых коммерческих клиентов.
Бизнес на новостях
Главное, что понял Илья Лабунский в процессе создания собственной CMS — так это то, любая разработка технологических продуктов это очень дорого, особенно для региональных изданий. По внутренним подсчетам, на первую версию платформы ушло порядка 8 млн рублей, еще 6 млн — на попытки адаптировать существующие CMS на нужды издания.
«Разработка продукта никогда не заканчивается, постоянно что-то меняется: модели потребления и дистрибуции контента, требования поисковиков, агрегаторов новостей, социальных сетей, — делится своими соображениями Илья Лабунский. — За этим необходимо следить, постоянно тратить деньги и силы на доработки. В некоторые моменты случалось так, что едва мы выкатили какой-то функционал, оказывалось, что он уже устарел или бесполезен. Но именно это научило нас расставлять приоритеты. Именно поэтому многие крупные медиа держат целые отделы web-разработки, или нанимают студии, обладающие нужной экспертизой. Но как же быть тем, у кого нет денег ни на собственных разработчиков? Самый логичный вариант — использовать уже готовые инструменты. Таким инструментом и стала наша CMS, которую мы превратили в коробочное решение и начали продавать».
Первыми коммерческое предложение получили редакции из Красноярского края, Хакасии и Тувы. Относились к продукту настороженно. Однако, платформой все же заинтересовался один из крупных игроков — Агентство Печати Красноярского края, издающее 44 районные газеты.
Первые шаги
На обсуждение и согласование ушло еще около полугода: Лабунский с командой провели несколько презентаций, начиная от сотрудников районных изданий, заканчивая заместителем губернатора Красноярского края Василием Нелюбиным. После чего получили одобрение, и приступили к внедрению продукта.
«Нам пришлось потратить определенное время, для того, чтобы адаптировать продукт под потребности редакций, — говорит Илья Лабунский. — Еще около 6 месяцев ушло на запуск 44 изданий, вместе с переносом их контента».
Сегодня на Newswave, по его словам, работают практически все районные газеты Красноярского края. Большая часть из которых уже почувствовала позитивный эффект.
«Мы смогли изменить сайты наших изданий как визуально, так и технически. Например, благодаря платформе, все наши редакции сегодня присутствуют в Яндекс.Новостях и поисковых системах, что позволило им существенно расширить аудиторию, – рассказала «Континенту Сибирь» руководитель агентства печати и массовых коммуникаций Красноярского края Ирина Брежнева. – Что касается функционала, то наши редакции получили возможность создавать контент в новых форматах: интерактивные тесты, текстовые карточки, опросы. Вместе с разработчиками продукта у нас запланирован большой пласт работ по дальнейшему развитию платформы, в частности в области аналитики. Мы хотим знать, чем живет читатель местных медиа, и наша задача научиться не только агрегировать эту информацию, но и использовать в нашей работе», – отметила Ирина Брежнева.
Вслед за Красноярским краем последовали и издания из Тувы, где вопрос цифровизации местных медиа стоял еще острее. В процессе переговоры еще с несколькими субъектами федерации, которые задумались о комплексной цифровой трансформации своих районных медиа.
Цена успеха
«Сегодня Newswave — это все еще стартап, хоть и получивший первую порцию заказчиков. До финансовой стабильности нам еще далеко: мы стараемся не задирать цены, — делятся в компании. Newswave распространяется как SaaS-решение (Software as a Service — программное обеспечение по подписке — «КС»), и в рамках подписной модели каждое издание приносит порядка 10000 рублей в месяц. Этого недостаточно для того, чтобы выйти на самоокупаемость. При этом, мы выделили наш продукт в отдельный бизнес, продолжаем разработку продукта, инвестируя собственные деньги».
Однако разработчики видят и другие, более широкие перспективы развития.
«На текущем этапе мы ориентируемся прежде всего на СМИ, так как для этого рынка продукт наиболее актуален. Но мы не планируем замыкаться только на этом направлении. Наш следующий шаг – создавать различные отраслевые решения на базе действующей платформы для других категорий организаций и бизнеса, например, школ и детских садов», – делится планами Илья Лабунский.
Что нового?
Впрочем, еще до появления Newswave небольшие СМИ работали на других платформах, которые так или иначе отвечали их потребностям. Например, популярной системой управления контентом можно считать WordPress. Однако ее преимущество одновременно является и ее недостатком: она служит для решения самых разных задач и не «заточена» именно под СМИ. Поэтому может не включать весь необходимый для изданий функционал.
Кроме того, для интеграции новых опций СМИ бывает нужно покупать дополнительные плагины, привлекать программистов. Но с весны 2022 эти опции стали недоступны: WordPress прекратил продажу плагинов, обеспечивающих расширение функционала, в зоне RU.
«У нас не было задачи создавать «конкурента» «Вордпрессу» или «Битриксу». Мы старались идти по пути удобства для конечного пользователя, — делится руководитель группы разработчиков Виталий Бакланов, который так же как и Илья Лабунский стоит у истоков продукта. — Наша задача сделать удобный и интуитивно понятный инструмент. Поэтому мы сделали ставку на простоту и функциональность. Любой кто пользовался теми же социальными сетями, когда-то загружал туда фотографии и делал публикации сможет без всяких сложностей разобраться с нашим продуктом».
Кроме того, платформа предоставляет пользователям достаточно широкий функционал по созданию и продвижению контента: есть здесь и планировщик задач, и отложенные публикации в социальные сети, и различные форматы контента: тесты, квизы, карточки, и все то, что так любит современная аудитория.
«Все это доступно небольшим СМИ — резюмирует Илья Лабунский. — Мы делали и продолжаем делать продукт в первую очередь для себя, а уже потом для других. Мы знаем боль и потребности издателей, так как сами прошли этим нелегким путем. И надеемся, что наша помощь, и наш продукт будут полезны».
Источник: ksonline.ru