Половина издаваемых в России книг относится к учебным и методическим изданиям (50,7%), а самыми крупными сегментами рынка являются литературно-художественные издания (22,3%) и издания для детей и юношества (12,1%).
Рекордсменом по малотиражности являются научные издания: их доля в общих тиражах менее 2%. Об этом говорится в статье «Книжный рынок России: быть или не быть?» профессора факультета социальных наук, главного редактора журнала «Мир России. Социология. Этнология» НИУ ВШЭ Светланы Барсуковой.
Структура книгоиздания
Больше всего на российском рынке — детских книг (22,3% покрытия всего российского тиража). Остальные направления (научные и научно-популярные издания, справочники, религиозная литература, официальные издания) в совокупности покрывают менее 15% общего российского тиража.
Наибольшее книжное разнообразие в России отмечалось в 2010-е годы, после чего оно стало резко снижаться. «Если в первое десятилетие XXI века рост разнообразия выпускаемых книг поддерживал на плаву общий тираж, то с 2010 года тираж стремительно пошел вниз. И если уж характеризовать „ковидный“ 2020 год как неудачный, когда падение рынка составило около 10%, то таковым он смотрится на фоне тиражей „нулевых“ годов (сокращение почти вдвое). На фоне же последнего десятилетия „ковидный“ год является, скорее, предельным вариантом неуклонного, отчетливого сокращения общего тиража книгоиздания», — говорится в статье.
По мнению автора статьи, причина такого снижения книжного разнообразия — в том, что «начала сказываться конкуренция со стороны альтернативных форм досуга — сериалы, видеоигры, социальные сети».
Тенденции
Снижение роли литературы, монополизация рынка, расширение доли переводных книг относятся к ключевым тенденциям современного книгоиздания. «О снижении роли литературы в жизни общества говорят и пишут, как о свершившемся факте. <...> Речь идет об утрате литературой роли социального института, значение которого состояло в поддержании культурной идентичности общества. Литература возвращается ко временам Вольтера, когда она означала идентичность узкой группы избранных», — говорится в статье.
Также в числе тенденций указываются рост популярности нон-фикшн, рост рынка электронных и аудиокниг, развитие института литературных агентств и мастерских. «В последние годы заметен рост интереса к нехудожественной литературе. Чтение нон-фикшн воспринимается читателями как время, инвестированное в знания. Аудитория нон-фикшн — это люди с высокой ценностью саморазвития и самообразования. Они хотят читать „полезную“ литературу. Это своеобразный читательский ЗОЖ. Чтение художественных книг трактуется ими как пустая трата времени, которую можно себе позволить лишь в случае сильной усталости», — отмечает автор статьи.
Кроме того, сейчас увеличивается роль самиздата, снижается роль литературных критиков для продвижения книг на рынке, увеличивается роли книжных блогеров, а работа по продвижению книг перекладывается на авторов.
Проблемы книжного рынка
«Корень проблем книжного рынка заключается не в технических вопросах его функционирования, а в самом месте книги в культурном пространстве страны», — говорится в статье.
Эксперт отмечает, что внимание потребителей переключилось на телевидение, социальные сети, Youtube-каналы. Кроме того, за приобретение книги потребитель должен платить, а получить информацию в Интернете можно бесплатно.
«Пока государство рассматривает издательскую деятельность исключительно как бизнес, вряд ли что-то изменится. Книга — больше, чем бизнес. Это товар, который обеспечивает связь поколений посредством передачи культурных кодов. Если государство подписывается под этим, то должно включать все меры поддержки интереса к чтению. Объектом воздействия должны стать не издатели, а читатели. Если государство устраняется от решения этой проблемы, то книжная культура продолжит сжатие в социальном и экономическом ландшафте страны», — заключает автор статьи.
Источник: actualcomment.ru