В последнее время в некоторых регионах страны местные власти стали уничтожать киоски прессы. Механизмов уничтожения в основном два вида.
В первом случае власти проводят денежные аукционы или конкурсы на право торговли, в которых малоприбыльные торговые точки прессы терпят поражение в конкуренции с торговцами овощами, фруктами или шаурмой. А во втором случае продавцам прессы не продлевают договоры аренды земли и киоски сносят. В любом случае киосков становятся все меньше и меньше. В городе Новосибирске в настоящее время работает 91 полноценный киоск прессы, что меньше федерального норматива, и их количество, видимо, будет уменьшаться. Более того, власти Новосибирска заставляют арендаторов вместе с киосками строить остановочные комплексы, что требует значительно больших затрат. Пресса и в данном случае проигрывает. Есть еще один путь уничтожения киосков прессы – через ослабление их экономики. Этот путь заключается в ограничении ассортимента сопутствующих товаров, а печатная продукция сегодня имеет очень низкую доходность. По данным мониторинга СППИ ГИПП значительное ограничение ассортимента в НТО «Печать» на начало 2022 года имелось в 50 субъектах РФ. Российский и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что свобода самостоятельного формирования продавцами перечня товаров и услуг позволяет в значительной степени укрепить экономику киосковой сети и максимально удовлетворить потребности местного населения в товарах импульсного спроса и необходимых услугах. В России есть примеры того, как региональные власти создают благоприятные условия для функционирования и развития НТО «Печать». Так, например, в Липецкой области установлена арендная плата для киосков прессы в размере 12 руб. за кв. м в месяц. В Воронеже городская Дума приняла постановление о льготных арендных ставках для киосков и павильонов прессы, поддержке развития мультимедийных павильонов. В Ленинградской области пошли еще далее: здесь установили нулевую арендную ставку для киосков прессы, расположенных на муниципальной территории. Поддержке и развитию НТО «Печать» в России мощный импульс дало Поручение Президента РФ Путина В. В. от 25 сентября 2019 году, где региональным властям предписывалось принимать специальные меры по развитию распространения прессы в регионах, расширять ассортимент сопутствующих товаров и услуг в киосках прессы, вплоть до продажи бакалейных товаров. Правительство РФ поддержало предложение Минпромторга о введении минимального норматива по количеству киосков прессы в регионах. После начала спецоперации на Украине Правительство РФ 13 марта 2022 года приняло постановление №353, в котором предписывалось пролонгировать действующие договора на размещение НТО, в том числе со специализацией «Печать», без проведения тендеров. Таким образом, в стране созданы все необходимые условия для поддержки и развития киосков прессы, региональным властям только и остается, что исполнять решения федеральных властей. В условиях частичной мобилизации, объявленной в России, киоски прессы – это важный инструмент в информационной борьбе с нашим противником. К сожалению, власти Новосибирска и Ростова-на Дону этого не понимают и ведут себя не по-государственному. Хотелось бы пожелать этим регионам в данном вопросе брать пример с передовиков и равняться на их достижения.
Александр Оськин, вице-президент СППИ ГИПП