«Гужевой транспорт» на парламентских слушаниях в Госдуме: увы и ах!

Владимир Жириновский, выступая на парламентских слушаниях в Госдуме по проблемам печатных СМИ в  России, сравнил прессу с гужевым транспортом, потребность в котором исчезла, и  место его на ипподроме. Это было сказано в том смысле, что пресса умирает как востребованный вид информации, и, видимо, переводить ее надо в «конюшню».

Это обидное высказывание крайне негативно восприняли участники парламентских слушаний, представляющие прессу, а их в малом зале ГД было больше половины всех собравшихся. В своих вступлениях главреды и руководители издательских домов предметно возражали лидеру ЛДПР, но он к тому времени покинул зал заседания, и  протесты падали в пустоту.

В целом заседание проходило весьма парадоксально. В первой половине, часа полтора, выступали депутаты и  чиновники, которые рассказывали о том, как много делается в стране по поддержке бумажной прессы. А во второй половине, в следующие полтора часа, представители прессы высказывали обратные мысли, о том, что для прессы делается очень мало, она умирает и без эффективной господдержки может вообще погибнуть. Но во второй половине заседания депутатов и чиновников оставалась все меньше, а к концу заседания нас вообще сохранилось около трети, так что в основном представители отрасли убеждали сами себя и оставшуюся часть президиума (Левин Л.Л., Волин А.К., Сеславинский М.В.).

Замминистра связи Алексей Волин изложил общеизвестные факты, а в части роста подписных тарифов, видимо, оговорился, сказав, что они выросли в 300 раз, а на самом деле только в 3 раза, но и этого на сегодня достаточно. Подписка падает со скоростью 10% в год. Исключительно из-за ее высокой стоимости. Народу не хватает денег на питание, и  подписка на прессу становится роскошью. Отрадно только, что А.К. Волин поддержал снятие запрета на рекламу алкоголя в печатных СМИ. Михаил Сеславинский, руководитель Роспечати, в своем выступлении предложил развивать киоски прессы по модели европейских павильонов печати, в которых представлено значительное число сопутствующих товаров и услуг, востребованных населением, что укрепляет экономику торгового объекта.

Дальше было хуже. Выступления президента Союза предприятий печатной индустрии Сергея Моисеева, в  котором он представил комплексное предложение отрасли по спасению прессы, президиум неоднократно прерывал возражениями и замечаниями, суть которых сводилась к тому, что «издание и распространение прессы – это бизнес и вы должны сами справляться со своими бизнес-проблемами». А на обращение выступающего с  просьбой ослабить налоговую удавку на медиабизнес замминистра вообще заметил, что это обращение не по адресу, Минсвязь этим не занимается. В таком ключе дискуссия продолжалась и дальше. Виктор Шкулев, глава HSMedia, дипломатично пытался сгладить противоречия в полемике. Ему это удалось, что отметил даже Леонид Левин, глава комитета Госдумы, в своем заключительном слове.

К финалу заседания перед уже измученной аудиторией весьма толково выступил Сергей Гаврилов (генеральный директор «АРПИ Сибирь», президент НП «НСРП «Союзпечать»), который предложил законодателям конкретную правку в 54-й ФЗ – снять несколько слов о  регулировании ассортимента в киосках прессы муниципальными и городскими властями. Олег Бережной (генеральный директор ГК «Кардос») также внес конкретное предложение об ослаблении налоговой нагрузки на предприятия, занимающиеся распространением прессы, в силу крайне низкой рентабельности этого бизнеса и возможностей для его развития.

У меня было такое ощущение, что все конкретные предложения по спасению отрасли, прозвучавшие во  второй части парламентских слушаний от медийного народа, падали в пустоту или отскакивали от чиновников как от бетонных плит. Казалось, что парламентские слушания проведены для галочки, для отчета, и не более того. Постоянный рефрен о том, что бизнес должен спасать себя сам, звучал неубедительно, так как все проблемы отечественной медиаотрасли сегодня связаны не с интернетом, а с непродуманными и непрофессиональными действиями властей. Ограничения по размещению рекламы в прессе сократило доходы отечественных газет и журналов в несколько раз. На сегодня в части рекламы европейские и североамериканские издания зарабатывают в 5 раз больше, чем их российские коллеги. Налоговые сборы со СМИ в России составляют сегодня до 50% от доходов предприятия. Ограничения по ассортименту в киосках прессы доходят до абсурда. Смех в зале, к примеру, вызвало сообщение, что депутаты одного из сибирских городов приняли решение о  запрете продажи презервативов в косках прессы. Такого идиотизма в стране хватает, а киоски прессы тем временем закрываются со средней скоростью 10 объектов в день. Нет управы и на рост цен на полиграфическую бумагу, которые стремительно идут в гору вслед за мировыми ценами. И с этим ничего сделать нельзя, как было замечено из президиума слушаний, лобби бумажников сильнее, чем лобби издателей.

Но особенно меня огорчила последняя рекомендация из президиума – прислать предложения по улучшению ситуации в отрасли. Возник вопрос: для чего мы собрались в Госдуме и три часа сотрясали воздух «плачем Ярославны»?

Мы вышли с коллегами из  малого зала Госдумы в подавленном состоянии. Так и хочется сказать, что медиасообщество понуро разбредалось по своим «конюшням». Все были разочарованы и беспомощно разводили руками. «И, покуда я видеть их мог, с непокрытыми шли головами». 

Источник: echo.msk.ru/blog/oskin/

У вас недостаточно прав для комментирования