— Этот год вообще очень странный. Зимы не было и, похоже, лета не будет. Ещё этот кризис, этот вирус, все вместе даёт нам возможность проявить лучшие качества, чтобы выжить, чтобы продолжать работать дальше. Потому что в такой ситуации, как сейчас, никто из нас не оказывался, и весь мир почти три месяца находился в необычном состоянии, — констатировал Владимир Соловьев.
Все сидели дома и смотрели в телевизоры
По наблюдению эксперта, все сидели дома и смотрели в телевизоры. При этом, по данным Соловьева, за время самоизоляции в России невероятно выросло "телесмотрение", даже среди молодежи, которая обычно в основном сидела в соцсетях, а теперь иногда смотрит новости по федеральным каналам. Однако всеобщий коллапс деловой активности очень печально отразится на рекламных доходах СМИ, за счет чего пресса в основном и живет.
— По данным профильного министерства упадут рекламные бюджеты даже основных телеканалов в этом году, на 30-50 процентов. При том, что растёт доля и рейтинг. Это огромная проблема даже для крупных телеканалов. Мы, Союз журналистов, постоянно держим руку на пульсе всей ситуации в разных направлениях журналистики. Поэтому, чтобы не терять времени и оценить ситуацию, ещё два месяца назад запустили исследование, — рассказал эксперт.
Почти 92% СМИ заявили об уходе части рекламодателей
В исследовании, как пояснил Владимир Соловьёв участникам видеоконференции, приняли участие 563 представителя региональных, районных и местных СМИ из всех 85 субъектов России. В каждом из них есть отделение Союза журналистов. В основном принимали участие сотрудники печатных изданий – 66%. По результатам исследования, у 37,5% опрошенных в период пандемии сократились тиражи и количество эфиров. Почти трети редакций пришлось снизить заработную плату сотрудников. 19% СМИ сократили штаты. При этом лишь 25% участников опроса продолжают работать в прежнем режиме.
В 18% СМИ работы лишились более 20% сотрудников. 38% редакций снизили заработную плату более, чем на 20%. При этом рекламные доходы существенно снизились. Преимущественное число СМИ, почти 92%, заявили об уходе части рекламодателей. А те, кто продолжили сотрудничество, сократили свои бюджеты. Поддержку от региональной власти получили всего 13,9% СМИ.
Мы собрали все предложения, со всей нашей страны, от всех отраслей СМИ
— Среди мер, которые редакции по всей стране считали тогда необходимыми, самой главной мерой было финансирование, субсидирование, грантовая поддержка, освобождение от арендной платы и снижение налоговой нагрузки. Считаю, по результатам исследования СМИ необходимо включить в перечень отраслей, наиболее пострадавших из-за пандемии короновируса. Вместе с национальной Ассоциацией телевещателей мы отправили подробное письмо премьер-министру страны Михаилу Мишустину с перечислением всех необходимых мер для поддержки всех отраслей журналистики, — рассказал Владимир Соловьев.
К озвучиванию проблемы присоединились Ассоциация радиовещателей и Торгово-промышленной палаты, некоторое время назад с подобным же заявлением вышел Народный фронт. Проблему обсудили на заседании комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, которую теперь возглавляет Александр Хейнштейн. Накануне Владимир Соловьев встречался с ним в Думе.
— Мы собрали все предложения, со всей нашей страны, от всех отраслей. Я рассказал о нашем исследовании и документы после заседания комитета пошли в правительство РФ, в администрацию президента. Не без нашей инициативы региональные отделения по всей стране стали предлагать руководителям регионов отправить подобные письма. Так поступили, например, глава Татарстана, губернатор Красноярского края и другие. В итоге премьер-министр объявил о том, что СМИ включаются в перечень наиболее пострадавших отраслей. Теперь можем ожидать достаточно значительных финансовых вливаний и разнообразной поддержки разным отраслям СМИ, — сообщил Владимир Соловьев.
Те СМИ, кому формально не положены госсубсидии, не останутся в финансовой яме
В каком формате и как будет выражаться поддержка, пока не совсем ясно, пояснил Владимир Соловьёв, отвечая на вопрос заместителя генерального директора медиахолдинга "ПримаМедиа" Андрея Швецова. О значительной части мер есть общее для всех пострадавших отраслей постановление правительства РФ. Остальное зависит от того, в каком формате зарегистрированы были СМИ. Кто-то попадает под меры поддержки, кто-то пока нет. Но и те, кому формально не положены госсубсидии, не останутся в одиночной финансовой яме, пообещал Владимир Соловьев. Союз будет пытаться ещё раз их поддержать, добавить в те же списки.
— В целом ситуация была близка к катастрофической и, наверное, сейчас такой остаётся, особенно для печатных СМИ, районных газет. Потому что основная аудитория этих газет — люди в возрасте за 65, которым во многих регионах страны нельзя было выходить на улицу, читатели не могли дойти до киоска и купить любимую газету или журнал. При том, что и киоски были закрыты и многие магазины, на полках которых лежала пресса. В Москве только вчера открылись крупные торговые центры, народа там пока не так много, — рассказал Владимир Соловьев.
Все происходит очень быстро и даже чиновники научились работать мгновенно
В поисках выхода из кризиса по отраслям журналистики предлагались разные инициативы. Телевизионщики внесли предложение, которое могло бы очень сократить расходы региональных телеканалов — отключение их ночью. Владимир Соловьев отмечает, что прайм-тайм сейчас продлился до 22-23 часов, но после часа ночи уже телезрителей не так много. И если с часа ночи до шести утра отключать трансляцию — это бы очень сократило расходы телеканалов. Предлагалось также и на какое-то время вернуть давно запрещенную рекламу алкоголя. Пока законы этого не разрешают.
— Есть много других предложений, и после заявления правительства РФ в минувшую пятницу все заинтересованные ведомства занимаются разработкой подробной логистики помощи в адрес СМИ. Думаю, что для всех отраслей будут какие-то меры поддержки. Сейчас ещё трудно говорить конкретнее, поскольку они только разрабатываются. Хотя сейчас, в этот необычный период, все происходит очень быстро и даже чиновники научились работать мгновенно. Вопросы и документы, которые "отлеживались" по два-три месяца, решаются буквально за минуты. И в ведомствах, и между ведомствами. Очень надеюсь, что в ближайшие несколько дней мы услышим весь список мер, которые будут предложены и, если что-то будет упущено, постараемся указать, что упустили и как это поправить, — заключил Владимир Соловьев.
Напомним, видеоконференция на тему "CoronaMedia: как работают СМИ Хабаровского края в условиях пандемии" собрала в Деловом клубе ИА AmurMedia руководителей региональных и городских средств массовой информации, представителей краевой и городской власти. Почетным участником мероприятия стал председатель Союза журналистов России Владимир Соловьёв.
Источник: amurmedia.ru