Анастасия Бутенко
Правительство Москвы с 9 июня отменяет самоизоляцию и пропускной режим, вместе с этим открывается множество общественных пространств. Следом за карантином наступает новое время посткарантина, к которому тоже предстоит привыкнуть. Как теперь пожимать руки и обниматься при встрече? А можно ли? Как на это отреагируют? Психологи прогнозируют появление новых коммуникативных привычек. «Я замечаю, что сначала люди очень противились онлайн-общению, а сейчас все привыкли к любому формату в Zoom. Могу предположить, что у многих реальное общение теперь будет вызывать тревогу из-за адаптации к новым правилам. Начнется более внимательное отношение к привычным ранее правилам, возможно, появятся какие-то агрессивные граничные состояния. К тому же две недели назад у многих началась астеническая депрессия в легкой форме с выраженными апатичными синдромами. Мы с коллегами предполагаем, что психика перестала справляться с количеством тревоги. Наступило смирение»,— говорит Анастасия Бутенко, клинический психолог, супервизор и психодраматерапевт.
Екатерина Рудик
Карантин сделал нас другими, повлияв на психику и сформировав новые привычки. Во время изоляции люди стали тревожнее и агрессивнее. Стали больше уходить в смартфоны, интернет-серфинг, совершать импульсивные покупки — это способ убежать от реальности и следствие того, что мы нуждаемся в поддержке и приятных эмоциях. «Возникнет страх пребывания в людных местах из-за привычки к изоляции. Избавиться от этого поможет десенсибилизация — многократный повтор страшного действия, привыкание к нему как к нормальному. Важно проверить, с каким отношением мы идем к принятию перемен в себе и близких. Страх нового, осуждение, обвинения и стыд создадут препятствия. Если попробовать встать в позицию поддержки и заботы, отношения к себе и к миру как к другу, то адаптация и принятие пройдут легче. Также помогут ответы на вопросы: зачем адаптироваться, могу ли я отрицать изменения, зачем мне заботиться о себе и окружающих, почему я не хочу обвинять себя и мир?» — советует Екатерина Рудик, психолог, специализируется на работе с молодежью.
Анастасия Томилова
Практикующий психолог, кандидат психологических наук и гештальт-терапевт Анастасия Томилова говорит о том, что за время карантина многие люди увидели свои реальные потребности в общении. Кто-то получил удовольствие от изоляции, осознав, что без людей может быть хорошо и спокойно и теперь можно создавать для себя более адекватные характеру условия. Это особенно коснулось тех, кто очень заботится о близких и забывает о себе, они как будто получили официальное разрешение заниматься только собой.
Истосковавшись по социуму, а также разного рода сервису, люди будут рваться возвращаться к привычной жизни. Но не стоит спешить. Во-первых, вирус никуда не делся, во-вторых, следует продолжать соблюдать все меры гигиены и выходить из карантина с осторожностью, а не полностью погружаясь в жизнь большого города. Конечно, то, что раньше нам казалось обычным и простым, после карантина доставит массу приятных переживаний — прогулки в парке, спорт на свежем воздухе, выезд за город. «В безопасности и заботе о себе важно найти баланс и выстроить приоритеты. Не стоит сейчас делать все и сразу, накапливая усталость и тревогу — для нас, немного одичавших, это будет тяжело. Не осознавая, эти состояния будут забирать силы.
Не пытайтесь быстро похудеть и компенсировать время успехами и личными подвигами. Просто спокойно оберегайте себя от сверхнагрузок и проживайте время посткарантина»,— рекомендует Анастасия Томилова.
Кстати, именно бьюти-услуг люди ждут больше всего. Международное агентство маркетинговых исследований Kantar проанализировало социальные сети во время пандемии и выявило, что на первом месте у пользователей было желание привести себя в порядок сразу после изоляции. На втором месте оказались рестораны и кино, а на третьем и четвертом местах — бары, встречи с друзьями и концерты. В рамках бьюти-покупок во время карантина более или менее устойчивым оставался по понятным причинам лишь сегмент ухода, а стабильный рост среди всей декоративной косметики давали помады. Исторически помада — самый простой способ поднять настроение и почувствовать уверенность, не зря красная помада была символом суфражисток. В Москве, например, пик продажи помад пришелся на май.
По мнению международных экспертов, вторым по значимости после выхода с карантина в бьюти-арсенале будет тушь, что актуально в наступающем перчатно-масочном периоде. Основательница Urban Decay Венде Зомнир говорит о том, что новый «индекс губной помады» будет за подводками, тушью и средствами для бровей, чтобы создать акцент на глаза. Что касается волос, то уже сейчас в Instagram развивается идея одного из стилистов во Флориде закреплять маску красивыми заколками — она это называет «маск-хак».
Источник: kommersant.ru