По мнению Ивана Смирнова, управляющего партнера петербургского офиса адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», с той беспрецедентной ситуацией, с которой столкнулся бизнес сейчас, нельзя сравнивать все предыдущие кризисы. «Это не только падение рубля и разрушение логистических, коммерческих и договорных цепочек, но и еще значительные ограничения в части организации трудового процесса и прямое вмешательство государства в гражданско-правовые отношения»,— поясняет господин Смирнов. По его словам, после пандемии бизнес столкнется с необходимостью не только оптимизировать и сокращать расходы, но и выстраивать рабочий процесс для минимизации рисков заражения на рабочем месте. «Кроме того, начнется восстановление гражданских и правовых отношений, которые за период нерабочих дней были прерваны»,— подчеркивает юрист.
По словам Елены Агаевой, руководителя практики слияний и поглощений и корпоративного права АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» в Санкт-Петербурге, жизнь в условиях ограничений, связанных с пандемией коронавируса, потребовала от компаний перестройки бизнес-процессов под новую реальность. Елена Агаева убеждена, что в ближайшей перспективе сохранятся ограничения в части санитарно-эпидемиологических требований. В связи с этим необходимо продолжать внимательно следовать федеральным и региональным требованиям. «Это будет контролироваться»,— предупреждает эксперт.
Что касается корпоративных отношений, то одним из наиболее важных принципов является принцип взаимозаменяемости. «Особенно это касается ключевых фигур в компании. Здесь важную роль могут играть как наличие соответствующих регламентов, так и в ряде случаев концепция нескольких директоров»,— убеждена она. Ключевым аспектом, который нужно учитывать в текущей обстановке, является эффективное делегирование функций и ответственности. «Если компании имеют несколько филиалов по стране и за их деятельность отвечает один генеральный директор, то это не очень предусмотрительно, поскольку в каждом регионе существуют свои особенности в части регулирования; более того, нецелесообразно в принципе оставлять соблюдение санитарно-эпидемиологических требований в зоне персональной ответственности руководителя компании»,— объясняет эксперт. Это особенно актуально для руководителей — иностранных граждан, поскольку привлечение их к административной ответственности может привести к невозможности их дальнейшей работы в России. Елена Агаева также предупреждает, что отдельное внимание необходимо уделить внутреннему документообороту по обработке персональных данных о здоровье сотрудников.
Наладить трудовые отношения
Анна Иванова, руководитель практики трудового права АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», считает, что важным вопросом во взаимоотношениях с работниками в период карантинных мер является их грамотное уведомление о тех или иных изменениях, произошедших в компании. Так, если эти изменения касаются бизнеса в целом, то допускается уведомление по электронной почте. Если же это персональное сообщение, касающиеся увольнения, понижения зарплаты или разрешения конфликтных ситуации, то знакомить с такими документами его необходимо лично — во избежание отсутствия доказательств должного уведомления в суде. «Классический способ — направить заказное письмо с описью вложения. Зачастую предприимчивые работники в суде утверждают, что вместо документов получили чистый лист бумаги, поэтому опись обязательна»,— добавляет она.
Говоря о том, на чем сейчас могут экономить работодатели, она упоминает, в частности, пересмотр политики по отпускам. «Не допускайте большого количества дней неиспользуемого отпуска, а также подмены календарных дней рабочими»,— отмечает она. Также следует подумать об уменьшении количества так называемых personal days, когда работник может, ввиду плохого самочувствия, работать из дома. «Как показывает практика, три дня в году вполне достаточно»,— добавляет эксперт. Большее количество дней используется работниками уже вместо полноценного отпуска.
Экономить можно также на снижении нагрузки либо во время простоя, либо при переводе работника на неполное рабочее время. «Разница в том, что в первом случае вы обязаны платить зарплату неработающему работнику, а во втором — исходя из фактически отработанного им времени»,— объясняет она.
Еще одной возможностью снижения расходов для работодателя является сокращение премиальной части. «Однако выплату или невыплату такой части нужно грамотно прописать в локальных нормативных актах, чтобы избежать ее признания гарантированной выплатой в случае спора»,— добавляет она.
Евгений Гурченко, советник, руководитель судебно-арбитражной практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» в Санкт-Петербурге, в условиях моратория на банкротство советует крайне прагматично подходить к принятию любых решений: соблюдать корпоративные процедуры, не совершать сделки, которые выходят за рамки обычной хозяйственной деятельности, являются крупными или сделками с заинтересованностью, не выплачивать необоснованные дивиденды, не перечислять деньги без договора, рассмотреть возможности для контрагента отказаться от действия моратория, возможности перехода на авансовую систему расчетов с таким контрагентом, приостановки контрактов, по которым есть риск существенных задержек платежей. Важно постоянно мониторить финансовое состояние контрагентов, анализировать количество исков, взаимодействовать с их руководством и собственниками, чтобы понять их реальное финансовое состояние. Необходимо тщательно проверять условия сделок, чтобы они соответствовали рынку. «Это крайне важно, так как в случае банкротства контрагента оспорить рыночную сделку сложнее, чем проведенную с дисконтами»,— подчеркнул Евгений.
Если есть риск того, что платежеспособность компании не восстановится, необходимо рассмотреть следующие варианты действий: заблаговременно разработать возможные предложения для кредиторов по реструктуризации задолженности; начать переговоры со своими кредиторами и получить от них письменные согласия на заключение мирового соглашения в процедуре банкротства, возбужденной после отмены моратория.
Эксперт подчеркивает, что данные рекомендации являются универсальными. «Из-за моратория может сложиться мнение, что в ситуации неопределенности можно ослабить соблюдение данных правил. Однако все происходит наоборот: именно сейчас нужно в несколько раз тщательнее подойти к оценке своих действий и финансового состояния»,— говорит он. Господин Гурченко убежден, что любой кризис забывается, как и впечатление о нем. «Восприятие изменится, и суды не будут учитывать обстоятельство пандемии как смягчающее. Поэтому следует исходить из негативного сценария и выстраивать свою работу с учетом этого»,— советует руководитель судебно-арбитражной практики.
Не остаться без ответственности
С 1 апреля 2020 года действуют специфические пандемические составы в Кодексе об административных правонарушениях — это статья 6.3, которая связывает наступление административной ответственности при несоблюдении санитарно-эпидемиологических требований. «Эта статья предусматривает приостановку деятельности на срок 90 суток»,— поясняет Андрей Тузов, старший юрист уголовно-правовой практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Он уточнил, что в компании должен быть составлен локальный акт — стандарт безопасной деятельности, который должны подписать работники, предварительно с ним ознакомившись. Также работодателем должны быть закуплены СИЗ, что должно быть отражено в документации компании. «Помимо этого, в частности, также должна производиться термометрия, должны быть закуплены средства дезинфекции и так далее»,— добавляет Андрей Тузов.
Согласно статье 20.6.1 КОАП РФ, за нарушения, связанные с режимом повышенной готовности (то есть ограничения, которые устанавливаются актами субъектов Федерации) для юридических лиц предусмотрены штрафы до 1 млн рублей. «Для снижения рисков нужно принимать меры по дистанцированию, наносить соответствующую разметку, прорабатывать вопрос взаимодействия между сотрудниками предприятия, на котором дистанцирование невозможно, приводя в качестве доказательств в случае проверок соответствующие нормативы»,— говорит господин Тузов.
По словам юриста, потенциальное нарушение по статье 6.3 может перерасти в обвинения по 236 УК РФ, когда неисполнение санитарно-эпидемиологических норм влечет за собой, в частности, смерть человека. Он отмечает, что общими рекомендациями для снижения подобных рисков является исполнение локальных актов, контроль сотрудников и отстранение их от работы при любом подозрении на ОРВИ, соответствующее оформление подобных случаев, чтобы в будущем суметь доказать разумность предпринятых мер для недопущения заражения других работников компании.
Защита от неисполнения
Верховный суд разъяснил, что отсутствие денежных средств, вызванное ограничительными мерами, при определенных условиях может быть основанием для освобождения от ответственности. Тем не менее данное разъяснение вызывает множество вопросов. Например, принятие каких мер, направленных на минимизацию негативных последствий, должен доказать должник, чтобы считаться добросовестным. Каждая ситуация требует пристального анализа.
«По общему правилу само по себе наличие обстоятельства непреодолимой силы (ОНС) не влечет переноса срока исполнения обязательств»,— говорит Евгения Евдокимова, старший юрист АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Однако, если просрочка вызвана ОНС, то за нее нельзя нести ответственность. «Иногда в договорах есть пункты, в соответствии с которыми в случае возникновения ОНС срок исполнения обязательств переносится до окончания соответствующих обстоятельств. А это уже другое регулирование»,— добавляет госпожа Евдокимова. Кроме того, в договорах зачастую указывается срок, по истечении которого стороны могут разорвать договорные отношения в случае ОНС. Также нужно учитывать, требуется ли по договору получение справки от ТПП. «Но для суда справка из ТПП — это одно из доказательств, которое будет оцениваться наряду с другими»,— объясняет Евгения Евдокимова.
«В соответствии с разъяснениями Верховного суда, ОНС само по себе не влечет прекращения обязательства, если невозможность исполнения является временной»,— отмечает Евгения. При этом эксперт обращает внимание на готовящийся проект постановления пленума ВС РФ, посвященный прекращению обязательств. Согласно данному проекту, в подобном случае каждая из сторон вправе отказаться от исполнения договора в случае объективной утраты интереса.
Поддержать арендные отношения
Юрий Нефедов, юрист практики недвижимости и строительства АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», рассказывает, что в рамках 98-ФЗ (с учетом последних изменений) мерами поддержки арендных отношений являются отсрочка и снижение арендной платы, выход из договора (для субъектов малого и среднего предпринимательства), а также продление договоров аренды, заключенных в отношении публичного имущества. Кроме того, существуют дополнительные меры для ряда арендаторов публичного имущества и меры поддержки арендодателей. Он рекомендует арендаторам провести комплексную оценку и определить, относятся ли они к наиболее пострадавшим отраслям, применимы ли к ним специальные меры поддержки (например, предусмотренные для субъектов малого и среднего предпринимательства, арендаторов публичного имущества), и как именно введенные ограничения повлияли на их возможность использовать имущество, что является центральным вопросом для судебного разбирательства. На основе данной оценки можно будет выбрать те меры поддержки, которые могут быть использованы арендатором в конкретном случае. «Что касается подготовки позиции для переговоров с арендодателем, то, наряду с подготовкой правовой позиции, необходимо понять, существуют ли иные рычаги воздействия на него, в частности экономические (например, если речь идет о якорном арендаторе). Также необходимо тщательно документировать всю корреспонденцию: чем больше таких доказательств, тем легче будет обосновать свою позицию в случае спора»,— отмечает он.
Говоря о мерах поддержки арендодателей, господин Нефедов, ссылаясь на постановление правительства, выделяет рекомендации органам власти субъектов РФ и местного самоуправления, связанные с предоставлением налоговых льгот по налогу на имущество организаций, налогу на имущество физлиц, земельному налогу, а также льготам по арендной плате за землю арендодателям, которые предоставили отсрочку арендаторам и пошли на снижение арендной платы. При этом, необходимо учитывать, что правила, связанные с предоставлением таких мер поддержки, в разных регионах могут регулироваться по-разному.
На льготных условиях
«Отсрочки и рассрочки по налогам теперь предоставляются на льготных условиях»,— говорит Сергей Калинин, партнер, руководитель налоговой практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». По его словам, в НК РФ и ранее существовало подобное положение, но на практике получить подобные льготы было практически невозможно. «Поэтому отсрочки и рассрочки сейчас предоставляются в упрощенном порядке»,— отмечает он. Согласно постановлению правительства РФ, выделяются три категории налогоплательщиков. «В первой категории — организации и ИП, причисленные к пострадавшим отраслям экономики в соответствии со специальным перечнем, который является приложением к новым правилам предоставления отсрочки/рассрочки. Они обладают наибольшими полномочиями по отсрочке/рассрочке — то есть по всем налогам и страховым взносам, за исключением акцизов и НДПИ. Ко второй категории относятся организации и ИП, попавшие в общий перечень пострадавших отраслей. Также в него входят те, кто получает доход от туристического и гостиничного бизнеса, а также системообразующие предприятия, не являющиеся пострадавшими, но в отношении которых приняты отдельные постановления правительства. Они могут рассчитывать на отсрочку/рассрочку по всем налогам, кроме НДС, акцизов, НДПИ, НДД, на страховые взносы рассрочка также не предоставляется. Третья категория — организации и ИП, предоставляющие отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды торговых объектов недвижимого имущества. Для них отсрочка и рассрочка предоставляются по налогу на имущество и налогу на землю»,— объясняет господин Калинин.
Основанием для предоставления соответствующих льгот может быть выполнение одного из следующих условий: снижение доходов более чем на 10%; снижение доходов от реализации товаров, работ, услуг более чем на 10%; снижение доходов от реализации товаров, работ, услуг по операциям, облагаемым НДС по ставке 0%, более чем на 10%; а также получение убытка по данным налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за отчетные периоды в 2020 году при условии, если в 2019 году убыток отсутствовал.
«Решение о предоставлении или отказе рассрочки/отсрочки принимает территориальный налоговый орган. Подать заявление необходимо до 1 декабря 2020 года»,— отмечает Сергей Калинин. При этом, если отсрочка/рассрочка предоставляется на срок не более шести месяцев, то никакого обеспечения не требуется. А если более чем на шесть месяцев, то необходим залог недвижимости, поручительство или банковская гарантия.
Источник: kommersant.ru