Исходя из документа, ощутимее остальных планируется урезать финансирование «Демографии», «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» и «Жилья и городской среды» — за 2021-2022 годы на 158, 144 и 80 млрд рублей соответственно. Сокращение изначально запланированных трат потребовалось для выделения средств на непредвиденные расходы — антикризисные меры и борьбу с коронавирусом, заявил 16 сентября глава Минфина Антон Силуанов. При этом сама по себе ребалансировка статей бюджета проблем с реализацией нацпроектов вызвать не должна, считают эксперты. По мнению экономистов, снизить эффективность этого процесса способно скорее продление сроков реализации поставленных задач.
Национальный секвестр
В официальной версии федерального бюджета на 2020-2022-й, утвержденной в марте, на нацпроекты в следующие два года планировалось потратить 5,4 трлн рублей. Этот вариант финансового плана был одобрен в преддверии пандемии, глобального закрытия границ и режима изоляции. В проекте нового бюджета — на следующую трехлетку — в 2021-2022 году соответствующие расходы предлагается сократить до 4,8 трлн рублей. То есть, более чем на 10%.
Судя по пояснительной записке к проекту, наиболее существенно планируется урезать такие нацпроекты, как «Демография» (с него снимут 158 млрд рублей), «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (144 млрд), «Жилье и городская среда» (80 млрд), «Цифровая экономика» (60 млрд) и «Экология» (41 млрд).
Секвестр «Демографии» связан прежде всего с уточнением численности получателей маткапитала, то есть, фактически, с изменением прогноза рождаемости. Выдачи семьям с новорожденными в 2021-2022 годы будут снижены на 150 млрд, следует из документа.
«Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» урежут главным образом за счет оптимизации затрат на строительство морских портов (на 54 млрд) и коммуникаций между центрами экономического роста (на 38 млрд).
По нацпроекту «Жилье и городская среда» расходы планируется снять в основном с программы сокращения непригодного жилья — 64 млрд рублей.
В «Цифровой экономике» снизят затраты на развитие информационной инфраструктуры (на 80 млрд) и цифровых технологий (52 млрд). Впрочем, по ряду других подпроектов этого направления расходы вырастут: например, на цифровизацию госуправления — на 85 млрд.
«Экологию» сократят за счет частичного отказа от финансирования проекта «Чистый воздух» (26 млрд).
Впрочем, частично снижение инвестиций в нацпроекты в следующие два года планируется возместить повышенными тратами в 2023-м. Тогда будет потрачено 2,8 трлн рублей — то есть, на 300 млрд больше, чем планировалось изначально.
В общей сложности расходы казны в 2021-2022 годы, согласно проекту, снизятся на 227 млрд рублей. Расхождение с суммарной оптимизацией трат на нацпроекты объясняется повышением расходов по другим направлениям — нацплану восстановления экономики, поддержке граждан и обслуживании госдолга.
Доходы бюджета в 2021-2022 году упадут на 14% и 10% соответственно — до 18,8 и 20,6 трлн рублей. Дефицит, таким образом, составит 2,8 и 1,3 трлн.
Так называемые незащищенные расходы бюджета — не связанные с обязательствами перед населением — планируется оптимизировать примерно на 900 млрд рублей ежегодно, заявил 16 сентября Антон Силуанов. Такой шаг позволит найти средства на на антикризисные меры, борьбу с коронавирусом, финансирование мероприятий из послания президента.
16 сентября правительство России одобрило проект федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022–2023 годов, сообщила вице-премьер Татьяна Голикова. Судя по всему, серьезных изменений этот документ не претерпел.
Расходы бюджета из-за пандемии COVID-19 частично покроет и повышение акцизов на табачную продукцию — сигареты подорожают в среднем на 20 рублей. Это, по мнению главы Минфина, принесет 70 млрд рублей в год. Порядка 60 млрд рублей будет приносить и появление так называемого «НДФЛ для богатых» — повышение налоговой ставки для обеспеченных граждан.
«Известия» направили запросы в министерства, курирующие нацпроекты — Минтранс, Минэкономразвития, Минстрой, Минтруд, Минкомсвязи, Минздрав, Минобрнауки, Минпросвещения, Минкультуры, Минприроды — с просьбой прокомментировать изменение финансирования.
В Минфине «Известиям» заявили, что по отношению к 2020 году в 2021 и 2022-м запланирован рост расходов на национальные проекты на 2,5% и 20% соответственно. А все корректировки связаны с уточнением макропрогноза, численности получателей выплат и переносом сроков по ряду мероприятий.
В Минтрансе сообщили, что сокращение связано со сложной экономической ситуацией, вызванной в том числе пандемией. В Минтруде «Известиям» заявили, что окончательные параметры бюджета еще не утверждены. Однако все государственные обязательства по поддержке граждан будут выполнены в полном объеме, заверили там.
Изменение финансового обеспечения нацпроекта «Культура» обусловлено увеличением бюджетных ассигнований на новый результат федпроекта «Культурная среда», а именно, реконструкцию и капремонт детских школ искусств, сообщили «Известиям» в Минкульте. Увеличение произошло за счет перераспределения средств, предусмотренных ранее по государственной программе «Развитие образования», пояснили в ведомстве.
Безвредная экономия
Урезание бюджетов на нацпроекты было ожидаемым: в следующую трехлетку нас ждет тяжелая финансовая ситуация, поэтому неудивительно, что деньги забирают с менее приоритетных направлений, полагает директор Центра структурных исследований РАНХиГС Алексей Ведев. Впрочем, по его мнению, большого влияния на выполнение нацпроектов 600 млрд не окажут: ежегодно на них тратится около 3 трлн рублей.
Сокращение финансирования нацпроектов на ближайшие пару лет несет в себе меньшую угрозу для их эффективности по сравнению с продлением сроков реализации, добавил управляющий директор группы рейтингов органов власти агентства НКР Андрей Пискунов. Ранее «дедлайн» по ним уже был сдвинут до 2030 года, напомнил он.
— На 12-летнем горизонте техническая проработка нацпроектов, целеполагание, выставленные KPI и многие другие параметры могут просто потерять актуальность, — пояснил эксперт.
Когда нацпроекты только стартовали, никто не мог представить, что начнется пандемия, отметил директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС Александр Дерюгин. Сейчас на ее последствия надо срочно реагировать, поддерживая экономику и незащищенные социальные слои. Именно на антикризисные меры и будут направлены сэкономленные 600 млрд, подчеркнул эксперт. При этом от нацпроектов правительство не отказывается: все задачи в их рамках будут выполнены, но — со сдвигом сроков «вправо». Конечно, такое промедление нельзя назвать позитивным фактором, однако в существующей ситуации это оправданная мера, резюмировал Александр Дерюгин.
Расходы федерального бюджета РФ на реализацию национальных проектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры за первые восемь месяцев 2020 года исполнены на 48,4%, сообщала ранее Счетная палата. Лидер — «Здравоохранение». Средства по этому направлению освоены на 62,5% от плана. Хуже всего исполняется нацпроект «Цифровая экономика» — всего 18%.
Учитывая то, как исполняются нацпроекты, ребалансировка статей особых проблем не вызовет, уверен аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов.
— В 2019-ом бюджет нацпроектов был освоен на 90%, и 150 млрд сэкономленных средств перенесли на 2020-й. По итогам этого года невостребованными окажутся еще около 200 млрд, предположил он.
Минфин, по его мнению, действует на опережение: откладывает долгосрочные проекты, а освободившиеся деньги направляет на более насущные статьи федерального бюджета. Например, на соцподдержку населения и бизнеса в период кризиса, пояснил Валерий Емельянов.
Источник: iz.ru