Цифровизация дошла до конца: Минздраву поручат внедрить электронные свидетельства о смерти

Минздрав совместно с Минюстом и Минцифрой запустит пилотный проект по переводу медицинских свидетельств о смерти в электронный вид. Ведомству также поручено до конца 2021 года создать федеральный реестр учета этих документов и обеспечить передачу данных о них в систему электронных загсов и Росстату. Эпидемия COVID-19 в качестве причины для нововведений в проекте соответствующего постановления правительства прямо не фигурирует, однако указывается, что оно разработано по итогам заседания президиума координационного совета по борьбе с распространением коронавируса.

Минздрав, Минюст и Минцифра проведут эксперимент, в ходе которого медицинские свидетельства о смерти будут оформляться в электронном виде, а сведения о них будут включаться в особый реестр. Соответствующий проект постановления правительства разработан по итогам заседания президиума координационного совета по борьбе с распространением коронавируса.

Создание единого информационного ресурса учета сведений о медицинских свидетельствах о смерти предполагается поручить Минздраву.

Это ведомство также организует передачу данных в новый реестр медорганизациями в электронном виде. Из реестра данные о таких свидетельствах будут одновременно поступать в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС) и Росстат.

Эксперимент продлится до конца 2021 года — оценка его результатов должна быть предоставлена правительству не позднее 31 января 2022 года. Стартует пилотный проект в Московской области, Дагестане и Башкирии, однако к нему могут присоединиться и другие регионы.

Цель нововведений, согласно пояснительной записке к проекту постановления,— повышение качества данных о смертности населения и обеспечение их связности в различных информационных системах.

Поясним, что сейчас, после того как медучреждение устанавливают причину смерти и создает медицинское свидетельство о смерти, его выдают на руки родственникам умершего. Они приносят свидетельство о смерти вместе с паспортом покойного или другим документом в местное отделение загса, где составляется еще один документ — запись акта о смерти. Ей присваивается уникальный идентификационный номер, и она попадает ЕГР ЗАГС.

Такой порядок признания гражданина умершим, в частности передача медицинского свидетельства в загс через родственников, создает возможности для злоупотреблений (например, получение за уже умершего пенсий и социальных пособий). Возможность усовершенствования этой процедуры стала обсуждаться в правительстве после начала эпидемии коронавируса, когда государству стало необходимо получать данные о смерти оперативнее, чем раньше. Очевидно, что создание нового реестра продолжает логику уже существующих проектов — от цифровизации загсов и до единого регистра населения (подробнее см. “Ъ” от 20 апреля).

Научный руководитель лаборатории экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Валерий Елизаров считает, что создание нового реестра вряд ли будет более простой задачей, чем закончившаяся к 2018 году оцифровка записей актов гражданского состояния.

«Переход к новому формату сопровождался сбоями, кроме того, публикация данных о естественном движении населения стала занимать больше времени»,— отмечает он. Вывод нового реестра на федеральный уровень, даже если сам по себе пилот пройдет успешно, по мнению главы Международной лаборатории исследования населения и здоровья Высшей школы экономики Евгения Андреева, будет возможен только вместе с запуском единого регистра населения. «Без него будет невозможно точно сопоставить свидетельство о смерти и документы конкретного человека»,— говорит он.

Источник: www.kommersant.ru

У вас недостаточно прав для комментирования