До революции: как бизнес пришел в СМИ
Российская пресса до революции во многом была похожа на современную. Были правительственные издания, которые жили за счет бюджета, были частные СМИ (например, журналы «Огонек» и «Заря»). Частные издания существовали за счет подписки и рекламных объявлений, розничная продажа играла второстепенную роль и была почти не развита.
Но ситуацию изменил журналист, издатель и редактор «Нового времени» Алексей Суворин. Он добился монопольного права на продажу газет в розницу на станциях железных дорог. Для этого было основано специальное контрагентство «А. С. Суворин». Благодаря нему «Новое время» превратилось в одну из самых прибыльных газет.
Когда Суворин умирал, он создал товарищество «А. С. Суворин», каждый член которого получил свой пай. Но уже через три года, в 1915 году, большую часть паев выкупил Волжско-камский банк. Так крупный банковский капитал пришел в сферу печати. Впервые пресса была воспринята как ценный бизнес-актив, позволяющий предпринимателям доносить свою позицию до общества.
Революция: история появления Роспечати
Уже на следующий день после Октябрьского переворота, 8 ноября, газета «Новое время» была закрыта, а агентство Суворина было национализировано и превратилось в Союзпечать. С 90-х годов оно было еще раз переименовано — в Роспечать, сейчас это основной канал продажи газет в розницу в нашей стране.
Военный коммунизм, к которому перешли большевики после Гражданской войны, привел к тяжелейшему экономическому кризису, следствием которого стал НЭП (новая экономическая политика), где были частично разрешены рыночные отношения. Из-за кризиса государство не могло самостоятельно финансировать газеты и объявило о переводе государственных газет на самоокупаемость.
Ситуацию спасла реклама. Например, в 1925 году партийная газета «Правда» рекламировала мебель, ткани, книги, государственные и кооперативные предприятия.
Постепенно партия все-таки начала принимать меры, чтобы спасти печать: в 1923 году было возобновлено госфинансирование, а в 1924 на очередном партийном съезде было объявлено, что каждый коммунист должен подписаться хотя бы на одну партийную газету, а каждые 10 крестьянских дворов должны выписывать один номер крестьянской газеты.
Сталин: пресса — часть корабля, часть команды
После НЭПа, с началом сталинского перелома, была сформирована система советской прессы, которая сохранилась до перестройки. Главными газетами СССР стали «Правда» и «Известия», а независимая пресса полностью исчезла. Все журналы и газеты теперь могли быть только чьими-то печатными органами, например, министерства, ведомства, партийного комитета или совета. «Правда» была газетой ЦК КПСС, а «Известия» — совета депутатов трудящихся.
Только у «Правды» и «Известий» были массовые тиражи, достигавшие нескольких миллионов экземпляров, а также небольшие цены. Тем не менее продажа прессы была одним из важных источников дохода КПСС. До 20% бюджета партийного бюджета формировалось от издательской деятельности. Газеты при этом не стремились завоевать читателя. Главной их функцией была не прибыль, а донесение до масс идеологической линии партии.
Как в любой плановой экономике, должен был существовать дефицит. Если тиражи «Правды» и «Известий» были максимальными, то тиражи других изданий искусственно ограничивались распоряжениями Минсвязи и других ведомств. Так было до перестройки.
Перестройка: появление свободы слова
В начале перестройки в СССР все еще действовали ограничения на размер тиража, но независимая пресса уже появилась. И ей приходилось хитрить. Одно из самых известных и свободолюбивых изданий перестройки — газета «Московские новости» под руководством Егора Яковлева — размещала выпуски своего издания бесплатно на стенде у редакции, а также на остановках.
В 1987 году отменили ограничения на объем тиража. И вскоре одним из самых тиражных стал информационный бюллетень «СПИД-инфо» (название было образовано не от слова Speed — скорость, а от слова AIDS — СПИД). Эпидемия СПИДа становится одной из самых насущных тем в Советском Союзе, а «СПИД-инфо» тогда был информационным медицинским бюллетенем, который призывал защититься от новой инфекции. Но очень быстро он стал популярной газетой, поскольку первым обратился к запретной теме сексуальной жизни человека. При этом газета печаталась в типографии липецкого обкома КПСС, но вскоре ушла в нишу бульварной прессы и стала первым таблоидом.
Впервые с 1920-х годов в советских газетах появилась коммерческая реклама. Первопроходцем здесь стала газета «Известия», у которой в 1989 году появилась первая рекламная вкладка в партнерстве с западно-германским издательством. Большая часть вкладки — реклама импортных товаров, в первую очередь — компьютеров.
Появление «Коммерсанта»
Единственным сектором экономики, где не было кризиса, были кооперативы. Одним из необычных кооперативов стал «Факт», который занимался не продажей товаров, а продажей информации, необходимой бизнесу. Его основали Глеб Павловский и журналист Владимир Яковлев, сын легендарного Егора Яковлева.
Кооператив быстро развивался, и поэтому Яковлев решил превратить его в полноценную газету с информацией, необходимой для бизнесменов. Новая газета должна подчеркивать преемственность предпринимательства эпохи перестройки с предпринимательским миром дореволюционной России, поэтому основатели решили найти деловую газету начала XX века и как бы продолжить ее. Они нашли два издания: «Понедельник» и «Коммерсантъ». Большая часть редакции была за название «Понедельник», но Яковлев своим решением выбрал «Коммерсантъ», который издавался с 1908 года.
В то время газета все еще должна была быть изданием какого-то органа, поэтому «Коммерсантъ» стал печатным органом Союза объединенных кооперативов, но был независимым изданием, союз на нее не влиял.
Газета стоила в десять раз дороже других изданий, но на нее был устойчивый спрос, потому что она давала информацию бизнесменам с минимумом лирики и максимумом фактов.
Приватизация: первый в России пиар-проект
В начале 90-х с одной стороны была фактически ничем не ограниченная свобода, с другой стороны — была прежняя экономическая модель, когда бумага стоила копейки, господдержка изданий существовала. Поэтому то время стало «золотым веком» для СМИ. Но так было недолго, ситуация в экономике ухудшилась, Советский Союз развалился, КПСС была запрещена, а партийные издания стали по-настоящему независимыми, в том числе финансово.
С стране были отпущены цены. Из-за стремительной инфляции дорожали бумага, типографская краска, другие материалы. Газетам надо было выживать в новых условиях. Разрушился прежний институт подписки. Пришлось искать новые источники доходов.
Началась приватизация предприятий, в том числе газет. Журналисты получили ваучеры, как и другие граждане России. Большая часть газет акционируется путем распределения акций между трудовым коллективом. Так было, например, с «Комсомольской правдой», «Известиями». Издания поддерживали приватизацию, много о ней писали, поэтому ее можно назвать первым крупным пиар-проектом.
СМИ быстро стало понятно, что для получения доходов есть два пути. Первый — активное привлечение рекламы. Второй — ниша бульварной прессы.
По второму пути пошла «Комсомольская правда» (КП), которую тогда возглавил медиаменеджер Владимир Сунгоркин. Он превратил «Комсомолку» в таблоид, а ее издание — в успешный бизнес.
Кризис середины 90-х: как появилась «Новая газета»
Часть журналистов в 1993 году не смирилась с преобразованием КП и покинула редакцию, основав «Новую ежедневную газету». Название оказалось неудачным. Позже будущий главный редактор издания Муратов рассказывал, что однажды один из основателей газеты Павел Вощанов подошел к киоску и попросил продавца дать ему «Новую ежедневную газету». Киоскерша стала перечислять названия ежедневных газет и спросила, какая именно нужна. Она его не поняла.
Но проблемы с узнаваемостью были для издания не главным. Редакция отказалась от бульварности, но столкнулась с финансовыми проблемами. Ей помог Михаил Горбачев. На часть доходов от своей Нобелевской премии он помог изданию купить компьютеры, на которых были выпущены первые номера газеты.
Но экономические проблемы продолжились. В 1995 году выпуск «Новой ежедневной газеты», которая к тому моменту стала просто «Новой газетой», был приостановлен. Было слишком много долгов и нерешенных проблем. Тогда должность главного редактора и получил Дмитрий Муратов, который с тех пор занимает этот пост бессменно. Он смог возродить издание. В конце 90-х одним из инвесторов издания стал банкир Александр Лебедев, который оказал ему финансовую поддержку и стал акционером.
В 1995 году переживали кризис и другие издания. Например, «Независимая газета», которую возглавлял Виталий Третьяков. У него был конфликт с частью коллектива редакции, которые хотели сместить его. Сохранить пост Третьякову удалось с помощью бизнесмена Бориса Березовского, который предложил ему услуги своей службы безопасности в обмен на акции компании. Третьякову удалось сохранить пост, а Березовский, одним из первых понявший важность СМИ и их влияния на общественное мнение, сделал «Независимую газету» своим рупором.
Выборы президента 1996 года: Березовский всё скупил
На выборы президента России 1996 года пришелся расцвет прихода бизнеса в СМИ. Большинство журналистов выступали за Бориса Ельцина (но только не «Новая газета» и «Московские новости»). На помощь Ельцину пришел крупный бизнес, который не хотел возвращения коммунистов к власти. Начала выходить цветная бесплатная газета «Не дай бог», которая рассказывала о том, что может случиться в России в случае прихода коммунистов к власти.
К 1996 году многие бизнесмены понимают, что СМИ — это ценный актив. В итоге многие ведущие газеты в той или иной форме приобретены крупными компаниями. Иногда это сопровождалось скандалами. Например, показателен скандал с газетой «Известия».
С 1996 года газета попала под влияние нефтяной компании «Лукойл». Сначала отношения бизнеса и редакции были неплохими, «Лукойл» финансировал газету, не вмешивался в традиционную редакционную политику. Но уже в апреле 1998 года отношения испортились после того, как «Известия» перепечатали заметку французского издания Le Monde о том, что состояние российского премьер-министра Виктора Черномырдина составляет 5 млрд долларов. Черномырдин опроверг это, но «Известия» начали против него информационную войну. Это вызвало недовольство «Лукойла», и компания заявила, что она не согласна с такой редакционной политикой.
Журналисты посчитали это покушением на свободу слова и начали кампанию в защиту «Известий». Главный редактор Игорь Голембиовский предложил привлечь другого собственника, чтобы он получил крупную долю в издании. Акционером стала финансовая группа «Анексим» Владимира Потанина. «Лукойл» в ответ начал кампанию по скупке акций у трудового коллектива. Началась буквально битва за акции. В итоге вопрос решили 0,64% акции собственного корреспондента газеты в Америке Владимира Надеина. Он продал акции «Анексим банку». Точная сумма покупки не разглашалась, но будущий главный редактор Захарько писал, что она составила 1 млн долларов. Но надежды на независимость не оправдались. Бизнесы договорились и начали вместе влиять на политику издания.
Часть журналистов «Известий» с Игорем Голембиовским основали «Новые известия», которые финансировались Борисом Березовским.
В 1999 году Борис Березовский купил газету «Коммерсантъ». Казалось, что он подчинил своему влиянию многие ведущие СМИ страны. Но медиаимперия оказалась недолговечной. Уже в начале XXI века Березовский лишился всех своих активов в России, в том числе и в сфере печати.
События начала XX века и конца столетия во многом схожи. Они показали, что качественным СМИ трудно выживать без поддержки государства или рекламы, но инвестором может быть бизнес.
Возникает вопрос, если пресса остается независимой от государства, то можно ли сохранить независимость от капитала, собственников издания? Лучше всех продемонстрировала возможность сохранения независимости «Новая газета», которая сохраняет верность политическим идеалам в течение десятилетий и порой расходится во взглядах с интересами собственника Александра Лебедева. При этом Лебедев не стремится подчинить издание своей воле, а лишь выпускает колонку на сайте издания, где излагает свою точку зрения и демонстрирует несогласие с позицией издания. Но оставляет журналистам право на свое мнение. Источник: znak.com