Это была уже двадцать седьмая торжественная церемония чествования тех, кто победил в конкурсе, ежегодно проводимом Торгово-промышленной палатой РФ и Союзом журналистов России.
Награждению победителей предшествовала деловая программа – XII Всероссийский форум деловых СМИ. Участники четырех секций проанализировали новые вызовы и тренды в развитии рынка СМИ в период пандемии.
Секция «Трансформация медиа. Вопрос выживания».
Открыл заседание секции директор ЦСО и СМИ ТПП РФ Александр Шкирандо, отметивший, что за работой секции следят сейчас коллеги во всех регионах страны. Он напомнил, что в течение минувшего года ТПП РФ по инициативе Комитета Палаты по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций и Союза журналистов России при поддержке МИА «Россия сегодня» обращались в правительство РФ, в Госдуму и Совет Федерации страны относительно поддержки СМИ в условиях пандемии. Благодаря этой поддержке удалось поддержать многих.
Модерировал заседание секции председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Игорь Потоцкий. Он задал тренд дискуссии. Перемены в сфере медиа идут, они очевидны, но какое у них направление? Не поглотит ли все Интернет? Начался ли закат телевидения или нет? Какое будущее у эфирного радио? Как выживать печатным СМИ? Сохранят ли они свою доступность?
В прениях выступили, в частности, декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», профессор Андрей Быстрицкий, проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Валерия Касамара, секретарь Союза журналистов России Денис Токарский, президент и основатель группы компаний «ТВМ Групп», член президиума Международной академии телевидения и радио Владимир Таллер, исполнительный директор ООО «СЭТ Медиа» Александр Удовиченко, генеральный директор АНО «ТРК КРЫМ» Вадим Первых.
Речь шла о том, что коммуникация быстро перемещается в иную среду, в Интернет, и в итоге сегодня общество живет как бы в двух мирах – реальном и виртуальном, и их взаимодействие выглядит непросто. В виртуальном мире действуют другие правила игры, чем в реальном, он плохо поддается регулированию, в результате ответственность за достоверность информации, например, резко снижается. Да, в виртуальном мире появляются свои СМИ, которые, как и бумажные, более ответственны за свои действия, но значительно больший массив информации перемещается бесконтрольно и без гарантии достоверности и качества.
В то же время следует признать, что в целом доверие к СМИ и ко многим институтам вообще в стране, особенно среди молодежи, сегодня заметно снизилось.
Да, во время пандемии потребление информации из традиционных источников, ТВ, например, заметно выросло. А вот доверие осталось на низком уровне. Одна из причин – молодежь все больше предпочитает верить блогерам, скорее всего, потому, что потребитель ищет именно того блогера, который разделяет его взгляды на жизнь и интересы, а традиционные СМИ дают большую палитру информации и представляют различные взгляды. Такая ситуация не может радовать, потому что в итоге молодежь теряет способность критически оценивать информацию и правильно ее воспринимать. Возможно, ситуация улучшится, когда появятся четкие критерии ответственности блогеров за качество. К сожалению, попытка создать закон о блогерах провалилась, поскольку их разнообразие пока не позволяет создать четкие правила, подходящие всем.
Участники заседания секции обсудили, как улучшить сегодня работу СМИ, в частности, телевидения, чтобы достучаться до аудитории, особенно молодой. В любом случае следует не застывать, надо быть частью трансформации, меняться, налаживать связь с новой аудиторией. При всем при том более 40 процентов аудитории (это прежде всего люди среднего и старшего возраста) доверяет получаемой информации, и это позволяет искать общий язык с остальными.
Безусловно, традиционные СМИ останутся. Это как с театром, которому пророчили смерть с приходом кинематографа, это как книги – их в последнее время стали больше покупать, и они имеют свою нишу, своего потребителя. Главное здесь – не ухудшать ситуацию непродуманными действиями. Вот в Германии, например, да и в других европейских странах печатная пресса не умирает, потому что есть, где ее купить. А в России, где массово уничтожаются последние газетные киоски, как ее можно приобрести? Подписка у нас стала почти роскошью, а вот в США благодаря, в частности, льготам по налогам газета легко добирается в каждый дом.
Неоднократно высказывалась мысль, что надо суметь обуздать Интернет, который стал примером полной анархии. Речь не идет о цензуре. Речь идет о правилах поведения и об ответственности участников за достоверность контента.
Был также дан обзор состояния прессы. Так, несколько десятков СМИ в 2020 году закрылись навсегда. Многие отказываются от бумажной версии в пользу Интернета (сайты изданий). Примерно 40 процентов работников СМИ перешли на «удаленку». Примерно треть опрошенных СМИ сократили тиражи, эфирное время. Многие переместились в меньшие помещения, немало и таких изданий, которые обходятся практически без офисных помещений. Примерно на одну пятую снизились доходы у 17 процентов работников СМИ.
Участники секции обсудили и ряд других проблемных вопросов, от решения которых зависит состояние рынка СМИ в России.
Интересными были и заседания остальных трех секций.
Секция «Новая архитектура медиаиндустрии в условиях цифровизации»
В мероприятии приняли участие декан факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова Елена Вартанова, заведующий кафедрой экономической и финансовой стратегии МШЭ МГУ Владимир Квинт, доцент факультета журналистики МГУ Андрей Вырковский, доцент Московской школы экономики МГУ Сергей Вартанов, ведущий научный сотрудник факультета журналистики МГУ Анна Гладкова, ведущий научный сотрудник факультета журналистики МГУ Денис Дунас.
Были обсуждены стратегия развития медиакомпаний в условиях пандемии и вопросы трансформации практик потребления и производства информационного контента, а также данные исследований в области цифрового капитала и психологии пользователей социальных сетей. Участники мероприятия пришли к выводу, что помочь деловым СМИ адаптироваться к новым условием может всестороннее стратегическое планирование.
Секция «Коммуникации в период пандемии. Практики от практиков».
Ее модераторами выступили генеральный директор издательской группы «Бизнес Диалог Медиа» Мария Суворовская и председатель редакционной коллегии издательства Вадим Винокуров.
Руководитель направления медиапроектов «Щелково Агрохим» Наргиза Мирзаалиева рассказала о корпоративном журнале «BetarenAgro» как об инструменте внутренней и внешней коммуникации. Представитель АО «Россельхозбанк» Ирина Плотникова сделала доклад о лучших Event-проектах в период пандемии. Генеральный директор Бельгийско-Люксембургской торговой палаты в России Олег Прозоров, руководитель пресс-службы московского отделения «Деловой России» Алексей Лампси, заместитель генерального директора по связям с общественностью Группы компаний «Специальные системы и технологии» Артур Мирзоян рассказали о специфике взаимодействия в период пандемии, сообщили о множестве инструментов коммуникации.
Секция «Использование данных из открытых источников: правовые риски СМИ».
Модерировала мероприятие главный редактор газеты «Экономика и жизнь» Татьяна Иванова.
Участники секции обсудили вопросы правовых рисков при освещении пандемии в СМИ, варианты использования данных из открытых источников без нарушения при этом законодательства страны и т.д. Среди докладчиков были медиаюрист Галина Арапова, старший юрист CMS Russia Ирина Шурмина, управляющий партнер юридической группы «ПРАЙВЭТ АТТОРНЕЙЗ ГРОУП» Александра Николаева, партнер консалтинговой компании Kulik & Partners Law.Economics Кирилл Дозмаров, старший партнер юридической компании «Катков и партнеры» Павел Катков.
Подводя итоги, Татьяна Иванова отметила, что журналист должен обладать определенными юридическими знаниями, а редакциям необходимо заниматься профилактикой и информированием сотрудников о тех или иных аспектах законодательства.
Далее состоялась церемония награждения победителей конкурса. Свое приветствие победителям конкурса направила председатель Совета Федерации ФС РФ Валентина Матвиенко, подчеркнувшая в нем важную роль деловой журналистики для развития предпринимательства и в конечном итоге экономики России.
К участникам конкурса обратился вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев, поздравивший их также от имени сопредседателя жюри, Президента ТПП РФ Сергея Катырина. Непростой год, в ходе которого бизнес и СМИ сплоченно отвечали на все вызовы пандемии, закончился, отметил Максим Фатеев. Все 178 ТПП в стране и журналисты работали напряженно, поддерживая бизнес. Очень важным в такое время было правильное слово, которое доходило до общества и предпринимателей. На конкурс поступило 310 журналистских материалов из 70 регионов страны, и сегодня лучшие авторы получают награды.
Дело без слова о нем проигрывает делу, о котором было сказано. Слово о деле доносили обществу представители деловой журналистики, и им за это большое спасибо, сказал, приветствуя победителей, генеральный директор МИА «Россия сегодня» Дмитрий Киселев.
Со словами приветствия к победителям конкурса обратились также председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Елена Вартанова, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, руководитель телевизионного синдиката «СТП Медиа» Игорь Потоцкий, главный редактор региональных программ телекомпании «Общественное телевидение России» Сергей Ломакин, заместитель генерального директора АО «Экспоцентр» Владимир Губернаторов и другие.
Заместитель председателя Правления банка «Международный финансовый клуб» (МФК) Анатолий Хвостиков подчеркнул, что журналисты обеспечивают не только информацию, но и просвещение бизнеса; бизнесу требуется поддержка – и информационная, и финансовая; финансы для бизнеса обеспечивают финансовые организации. Получаются, по словам Анатолия Хвостикова, как три сообщающихся сосуда, зависящих друг от друга, и такое сотрудничество и взаимодействие очень ценно.
Евгений Новицкий, первый заместитель генерального директора ПАО «ФосАгро», официального партнера конкурса, который в этом году в честь 20-летия компании учредил для конкурса специальную премию «За освещение работы российского АПК», отметил важность поддержки прессы, освещающей жизнь сельского бизнеса. «ФосАгро» отправляет немало своей продукции зарубежным покупателям, но главный рынок для компании – российский, и она высоко ценит работу СМИ, поддерживающих сельского предпринимателя.
После вручения наград победителям на сцену поднялись вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев и директор Центра по связям с общественностью и СМИ ТПП РФ Александр Шкирандо. Дипломами и благодарностями были отмечены партнеры конкурса: банк МФК, ПАО «ФосАгро», издательская группа «Бизнес Диалог Медиа», издание «Экономика и жизнь», факультет журналистики МГУ, телевизионный синдикат «СТП Медиа».
Пресс-служба ТПП РФ, А.Бондарь, С.Зыков Источник: tpprf.ru