Участники общественных слушаний обсудили текущую ситуацию в сфере оборота табачной и никотиносодержащей продукции и определили приоритетные направления в регулировании розничной торговли табачной и никотиносодержащей продукцией, необходимые для развития легального малого и среднего бизнеса в этом секторе экономики.
Годовые потери государственного бюджета, связанные с нелегальным оборотом табачной и никотиносодержащей продукции, превышают годовой бюджет некоторых российских регионов, отмечают эксперты. Проблема нелегальной торговли также бьет и по законопослушному розничному бизнесу, представляет угрозу общественным интересам, подчеркивают участники слушаний.
Сергей Борисов, председатель попечительского совета организации «Опора России», подчеркнул, что оборот табачной и никотиносодержащей продукции должен осуществляться с учетом значимости этой категории для доходов государственного бюджета, а принятый в 2013 году федеральный закон № 15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или никотиносодержащей продукции» требует тщательного аудита и корректировки его ограничивающих малоформатную торговлю положений.
«До 2012 года шли активные обсуждения того, должен ли быть задействован малый и средний бизнес в процессе оборота табачной продукции, поскольку на тот момент контролировать такие предприятия было проблематично. Сегодня благодаря мощнейшему технологическому рывку Федеральной налоговой службы практически весь малый бизнес стал прозрачен: начали действовать система маркировки, онлайн-кассы, информационные системы. В развитых странах реализацией табачной продукции занимается именно малый бизнес. Это сделано сознательно, чтобы помогать малому бизнесу выживать», — сказал он.
Председатель Комиссии ОП РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Борис Алешин отметил, что проблема регулирования оборота табачной продукции остается острой на протяжении длительного времени.
«Поскольку эта проблема существует давно, она требует не только общественного обсуждения, но и быстрых целенаправленных решений со стороны федеральных органов исполнительной власти и региональных властей при поддержке общественности и саморегулируемых организаций», — сказал он.
Александр Калинин, президент «Опоры России», добавил, что введенная маркировка позволяет полностью проследить путь легальной продукции, однако предпосылки для нелегальной торговли только усилились: «Разница в акцизах на табачную продукцию между Россией и странами Евразийского экономического союза растет, это главная причина контрабанды. Микробизнес на приграничных территориях просто втягивают в криминальный оборот продукции. Легальный бизнес мог бы вытеснить нелегальных торговцев, если бы сняли искусственные ограничения форматов торговли».
Целесообразность всесторонней оценки установленных ограничений в сфере торговли табачной и никотиносодержащей продукцией и прекращение дискриминации малоформатной розницы подчеркнул Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли. Он отметил: «Необходима оценка фактического воздействия федерального закона №15 с привлечением Общественной палаты РФ и с учетом мнений экспертного и бизнес сообществ».
Директор Департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никита Кузнецов предложил идею о необходимости фундаментальной дискуссии о роли малого бизнеса в продаже подакцизных товаров.
«Подакцизные товары должны продаваться в малой рознице, — отметил Никита Кузнецов, добавив: — Необходимо переосмысливать в целом парадигму регулирования этой отрасли – отделить меры, связанные напрямую с здравоохранением от вопросов торговли и экономики».
Необходимость дальнейшего развития общественного контроля и законодательных мер в сфере противодействия нелегальной торговле табачной и никотиносодержащей продукцией отметил Алексей Чиков, ответственный секретарь комитета «Опоры России» по подакцизным товарам: «Сегодня есть действенные и доступные инструменты — мобильные приложения — как для проверки маркировки и легальности продукции, так и сигнализирования о местах нелегальной торговли. Необходимо скоординировать усилия в регионах, чтобы привлекать внимание глав субъектов Федерации к этой проблематике. Скорейшее принятие Госдумой законопроекта, устанавливающего ответственность за продажу товара без цифровой маркировки, возможно, и отвечает интересам как законопослушной розницы, так и общества в целом».
Александр Оськин, вице-президент Союза предприятий печатной индустрии по распространению печатной продукции, обратил внимание на то, что киоски с прессой по экономическим причинам, частично связанным с запретом реализации табачной продукции, терпят огромные убытки на рынке.
В конце мероприятия Борис Алешин подчеркнул, что регулирование оборота новой категории никотиносодержащей продукции требует совершенствования не только с точки зрения правил ее оборота, но и в части мер технического регулирования.
«Все вопросы, связанные с оценками соответствия нормам безопасности и контроля, можно уместить в регламент и технические стандарты, а впоследствии и в сертификацию. Затем появится и технический нормативно-правовой документ, который поможет правильно позиционировать никотиносодержащую продукцию на рынке», — сказал он. Источник: oprf.ru