Оценка эффективности деятельности руководителей субъектов РФ проводилась по специальной методике, включающей пять модулей показателей:
1. Уровень обеспеченности населения специализированными и неспециализированными торговыми объектами, реализующими периодическую печатную продукцию, а также рост этих показателей за прошедший год.
Этот модуль играет определяющую роль в формировании конечного результата рейтинга.
2. Уровень арендных ставок для объектов по распространению прессы.
Арендные ставки сопоставлялись со ставками Приказа Минкомсвязи №197 от 31.07.2013 г. «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации».
3. Ассортиментная свобода объектов по распространению периодической печати.
Конвертирование данных в баллы рейтинга по третьему модулю проводилось с учетом уровня ограничений по ассортименту сопутствующих товаров и услуг для киосков печати.
4. Наличие региональных программ по поддержке распространительского бизнеса, проектов и рабочих групп по его развитию.
Учитывалось выделение средств из региональных бюджетов на модернизацию торговых объектов, программ по развитию павильонов прессы, выделению субсидий розничным распространителям, наличию в регионе проектов по развитию социальных киосков и других проектов, улучшающих инфраструктуру распространения периодики в данном субъекте РФ.
5. Административное регулирование рынка распространения периодической печатной продукции в субъекте РФ.
Оценка производилась по таким показателям, как срок действия арендных договоров, наличие административных ограничений на размещение объектов по распространению объектов прессы на уличном пространстве города/населенного пункта и т. п.
Подготовленный материал позволяет получить объективную картину по развитию системы распространения печатной продукции в стране, условиям работы «НТО Печать» и мерам, принимаемым в регионах по выполнению Поручения президента РФ В. В. Путина от 25 сентября 2019 года.
Рейтинг руководителей субъектов РФ по отношению к системе распространения печатных СМИ в 2020 году возглавил глава администрации Липецкой области Артамонов Игорь Георгиевич. Субъект входит в ТОП-10 по обеспеченности населения киосками прессы. Арендные ставки для киосков прессы в Липецкой области соответствуют Приказу Минкомсвязи №197, причем как в областном центре, так и в областных населенных пунктах. Кроме того, в области реализуется масштабная, продуманная на перспективу программа развития рынка печатных СМИ, в рамках которой проводится и господдержка печатных СМИ, и модернизация торговых объектов, и другие мероприятия. В сумме по всем модулям глава Липецкой области набрал 78 баллов из 100 возможных.
Вторую позицию в рейтинге занял губернатор Воронежской области Гусев Александр Викторович, набравший 70 баллов. В Воронежской области, так же, как и в соседней Липецкой области, разработан комплекс мер по поддержке организаций в сфере распространения печатных средств массовой информации и книготорговли. Из положительного опыта Воронежской области следует отметить то, что срок аренды киосков в области не установлен и может выбираться самим распространителем. Активно развивается в области новый формат по продаже печатной продукции – павильон. Таких в регионе уже насчитывается девять: один – в области, восемь – в областном центре.
На третьей позиции рейтинга находится мэр Москвы Собянин Сергей Семенович, кроме того, в ТОП 10 позиций рейтинга вошли следующие руководители субъектов РФ: губернатор Волгоградской области Бочаров Андрей Иванович, губернатор Санкт-Петербурга Беглов Александр Дмитриевич, губернатор Калужской области Шапша Владислав Валерьевич, глава Удмуртской Республики Бречалов Александр Владимирович, губернатор Нижегородской области Никитин Глеб Сергеевич, губернатор Псковской области Ведерников Михаил Юрьевич, губернатор Архангельской области Цибульский Александр Витальевич.
Анализ рейтинга показывает, что в целом ряде субъектов РФ благодаря усилиям их руководителей за 2020 год в сфере распространения печатной продукции произошли позитивные изменения. Это касается города Москвы, Чеченской Республики, Республики Мордовия, Орловской, Ростовской, Рязанской областей и др.
СППИ ГИПП с учетом результатов проведенных мониторингов о положении киосков прессы в стране продолжит активное взаимодействие с субъектами РФ в части поддержки и развития НТО «Печать», количество которых в России за прошлый год сократилось на 1,5 тысячи объектов и составляет в настоящее время менее 15 тысяч.
Издатели и дистрибьюторы выражают надежду, что в текущем году с учетом ослабления влияния пандемии коронавируса на экономику страны и, в частности, на систему распространения печатных СМИ будут достигнуты серьезные положительные результаты в поддержке и развитии торговых объектов прессы.
Пресс-служба СППИ ГИПП