За первый год войны на оккупированной территории вышли в печать 43 газеты общим тиражом 9300 экземпляров. Например, «Крестьянская правда» (теперь — «Лужская правда») в Лужском районе — 6 номеров, в общей сложности 1750 экземпляров. «Ленинское знамя» («Тосненский вестник») в Тосненском районе — 7 номеров, 1800 экземпляров. Выпущено было и 5 листовок — суммарно 1100 штук.
Перед началом оккупации журналисты тосненского и лужского изданий вывезли в лес и закопали типографское оборудование — чтобы не досталось врагу. Большинство газетчиков отправились на фронт. Остальные ушли в партизанские отряды, где выпускали «боевые листки».
Жизнь в редакции
Фронт неумолимо приближался, но журналисты продолжали самоотверженно трудиться. Некоторые издания практически не прекращали регулярные выпуски. В их числе — тихвинская «Социалистическая стройка» (теперь — «Трудовая слава»). Когда стало ясно, что Тихвин не удержать, началась массовая подготовка к эвакуации. Одними из последних уехали сотрудники редакции и типографии.
Немцы хозяйничали в городе всего месяц — уже в декабре 1941-го Красная армия выбила захватчиков. Вернулись в родные, но разбитые стены и сотрудники «Социалистической стройки». Здание на Советской улице стало настоящим информационным центром. Газетчики здесь фактически жили, порой оставаясь на рабочем месте сутками.
Каждый выпуск газеты открывала сводка Совинформбюро. Подробно рассказывалось и о том, как после освобождения от фашистов восстанавливают разрушенные улицы и площади, как местное население помогает фронту, кто из тружеников отличился.
Посевная под обстрелом
Во время войны газета «Вперед» (сейчас — «Балтийский луч») из Ломоносовского района регулярно рассказывала о мужестве защитников Ораниенбаумского плацдарма, об уникальной операции, развернувшейся здесь в январе 1944-го. На крошечном пятачке было сосредоточено свыше 60 тысяч бойцов, танки, орудия, техника. 14 января именно отсюда 2-я ударная армия под командованием генерала Федюнинского начала операцию «Январский гром», завершившуюся полным освобождением Ленинграда от вражеской осады.
Районка регулярно писала и о самоотверженности сельских тружеников. Колхоз «Пеники» во главе с легендарной Марией Васильевой оказался в 6 км от переднего края. Тем не менее весной 1942 года в хозяйстве провели посевную, затем собрали урожай. А однажды партизаны привели колхозникам 12 коров, отбитых у немцев.
Сейчас в «Пениках» создается народный музей, посвященный истории этих мест. Достойное место там займут материалы из газеты «Вперед».
Обеспечить выход газеты!
В первые месяцы войны лодейнопольская «Ленинская правда» (теперь — «Лодейное Поле») чаще всего писала о работе колхозов, предприятий и организаций в условиях военного времени. Корреспонденты сообщали о самоотверженном труде советских людей, которые заменили у станков и в колхозах товарищей, ушедших на войну.
Вскоре фронт вплотную приблизился к Лодейному Полю. Фашистские снаряды вызвали пожары важных административных зданий, в том числе райкома партии, где помещалась редакция. Вступив в истребительный батальон, журналисты и типографские рабочие с оружием в руках охраняли фронтовой город.
В конце августа — начале сентября 1941-го редакция переехала в деревню Люговичи. Здесь организовали ежедневный прием и печать сообщений Совинформбюро (300-400 экземпляров), обеспечили выпуск двухполоски дважды в неделю (400-500 экземпляров).
Жизнь коллектива редакции и типографии была заполнена напряженным творческим трудом. Порой люди не спали по двое суток. Большими тиражами (2-3 тысячи штук) сотрудники выпускали «боевые листки» и доставляли их на передовую.
Фронт близко, но жизнь кипит
Газета «Сталинская правда» (теперь — «Волховские огни»), как и до войны, продолжала выходить три-четыре раза в неделю. Первая полоса отводилась официальным документам: здесь печатали постановления, приказы и сводки Совинформбюро. На второй публиковали материалы, касающиеся вопросов обеспечения продовольствием, здравоохранения, культуры. Иногда газета выходила и на четырех полосах.
Несмотря на близость фронта, жизнь в районе кипела, и местная газета информировала о многих ее направлениях. Были заметки о том, как развивается художественная самодеятельность в селах Иссад и Воскресенское, как колхозники собирают книги для сельских библиотек.
«Смерть немецким оккупантам!»
С началом оккупации Красногвардейска (Гатчины), 13 сентября 1941 года, нацисты установили в городе террористический порядок. Немецкие СМИ развернули яростную пропаганду. Поэтому советскому правительству так важно было наладить выпуск газет, пусть небольшими тиражами.
К 7 ноября 1941 года силами журналистов и партизан был напечатан первый после двухмесячного перерыва номер «Красногвардейской правды» (теперь — «Гатчинская правда») формата А4, в две страницы.
Газета публиковала информацию о зверствах оккупантов в деревнях и селах района и партизанской борьбе, печатала сводки Совинформбюро, рассказывала о жизни в тылу страны. Каждый номер открывался призывом «Смерть немецким оккупантам!». С ноября 1941-го по декабрь 1943-го издание вышло около 20 раз.
В военные годы областные газеты были для жителей региона важнейшим источником информации. Их читали семьями, трудовыми коллективами, жадно впитывая каждую строчку. Публикуемые в них материалы давали людям надежду на скорую Победу над Германией.
Большинство районных газет перед приходом нацистов закрылось, но партизаны продолжили их дело. В области выходило несколько десятков изданий, а тиражи отдельных составляли от 450 до 2500 экземпляров — огромные цифры для военного времени. Источник: zvezda.press