Коронавирус чувствительно ударил по СМИ: упали доходы от рекламы, на которой стали экономить все компании.
― Бизнес валится, от этого страдают редакции, и держаться теперь можно только на объявлениях, поздравлениях и некрологах, ― говорит Владимир Касютин, секретарь Союза журналистов России. ― Изучая бумажную прессу, обратил внимание, что активно стали давать свою рекламу похоронные компании. Пользуются спросом некрологи, некоторые газеты отдают под них целые полосы. Часть изданий пытается отказаться от бумажной версии, чтобы сэкономить на печати и подписке, предлагая читателям PDF-версии газеты. Все это не очень весело, но процесс идет.
Кроме экономического кризиса, еще один серьезный враг бумажной прессы ― повальное увлечение соцсетями. Серьезные издания в угоду современной повестке идут в онлайн и проигрывают ― не могут привыкнуть, что в инете нужны по большей части развлечения.
― Тенденция в том, что во власть приходит все больше молодых людей, которые не понимают, что такое газета с ее традициями и работой с читателями, ― рассказывает Касютин. ― Им кажется, что это просто бумага, и любой аккаунт в соцсетях может ее заменить. Набирают в пресс-службы специалистов из СМИ и выдают информацию, как им надо. Нам, журналистам, нужно думать о том, как их убеждать, и меняться самим.
Говорит и показывает журналист
В нынешней реалии работник СМИ ― некий многорукий Шива*. Он должен уметь брать интервью, писать тексты, снимать видео и фото, вести трансляции, сам же лепить QR-коды, чтобы с бумажного листа перейти на портал. И все это одновременно.
― Мы должны бороться за читателей, а они избалованы соцсетями, ― настраивает журналистов на боевой лад Касютин. ― Там нет больших текстов, а в основном картинки и розыгрыши призов. Значит, мы должны быть там и вести с ними работу. Не хотят писать бумажные письма? Ведите с ними интерактив** через аккаунт редакции. Не надо бояться и кричать: «Нас этому не учили!»
Сейчас в тренде не то, что естественность, а даже некий непрофессионализм. Чтобы, значит, быть ближе к народу. Картинка трясется, плохо видно и слышно, вам пишут, что видео снято на домофон? Не грустите ― смотрят же! Через пару эфиров качество станет лучше.
― «Комсомолка» создала универсального журналиста за последние десять лет, ― хвалит свое издание главред Владимир Сунгоркин. ― Чего и вам всем желаю. Мы представлены на всех площадках и даже залезли в «ТикТок». Отмечаем, что общая тенденция ― рост интереса к видеотрансляциям. За это ламповые журналисты нас критикуют, но потребители есть, значит, мы будем делать трансляции. Хотя до сих пор есть люди, которые не пользуются инетом. И их немало. Им нужна газета, поэтому бумажная пресса не умрет никогда. Есть информация, которую не донесешь по телевизору или радио. В основном это интервью с чиновниками, круглые столы, чтобы можно было прочитать и перечитать, подчеркнуть что-то.
Бедный телек!
Прежде каждый саммит пытались убедить и приводили доводы, что газеты будут существовать, и работникам бумажной прессы не стоит переживать, а надо просто не лениться. В этот раз похоронные мотивы зазвучали на тему телевидения. Стало модно не смотреть «ящик», а все, что тебе надо, узнавать из Сети ― опасная для телевизионщиков тенденция. Московские гости успокоили ― в центре России этим уже переболели и снова возвращаются к газетам, а там и до ТВ-пульта руки дотянутся. Поняли, что инет хорош всем, кроме одного ― трудно разобрать, где там правда.
― Сенсаций от медиареволюции не ждем ― все, что уже появилось, останется жить, ― резюмирует Владимир Сунгоркин. ― Постепенно люди начинают уходить от интернета за проверенной информацией к профессиональным СМИ.
Не Шейк мне соль на рану
Пока СМИ борются за выживание и читателей, из мира реального в виртуальный смело шагают чиновники всех мастей и даже серьезные компании.
Зачем властям соцсети, рассуждали на одной из сессий саммита.
― Два года назад мы отделились от официальной пресс-службы правительства Приморья и стали работать только в соцсетях, ― рассказывает Роман Павловский, СММ-менеджер правительства Приморского края. ― Собрали широкую аудиторию, создали свой контент на всех площадках. В том числе и в «ТикТоке», там будем показывать красоты нашего края.
Из успешных, на его взгляд, кейсов Роман привел историю с Ириной Шейк. Да, вы не ошиблись, именно с ней. На супермодели приморское правительство хорошо пропиарилось, когда ту бросил Брэдли Купер ради Леди Гаги. В комментарии под постом несчастной красотки эсэмэмщики*** написали, чтобы она не расстраивалась, а ехала во Владивосток. Тут найдет себе морячка, что с ее-то внешностью легко, а там пойдут детишки, на которых правительство предоставит выплаты. Далее шла информация про выплаты: и поддержали даму в горе, и себя не забыли.
Не поверите, но это имело успех. Нехитрый ход удался ― СМИ на безрыбье подхватили историю с приглашением и раздули. В другой раз эсэмэмщики зацепились с гражданином в чате и активно отвечали, что тоже поставили себе в заслугу.
― Во Владивостоке когда-то была фишка «курс пянсе», ― делится Роман. ― Нам задал пользователь вопрос, каков сейчас курс пянсе. Мы посчитали и ответили. Спросил, про курс милкиса, но мы и тут сделали запрос. У нас шла большая переписка с ним, и она тоже обсуждалась в СМИ, потому что необычно, когда краевое правительство вот так неформально общается с людьми.
Не починим, но ответим
Изумленная публика, слушая про баталии в соцсетях, только и нашлась, что спросить, сколько специалистов в интернет-отряде. Еще более изумилась, узнав, что их двенадцать ― и это при повальном кадровом голоде в СМИ!
― Да уж, если в штате дюжина человек, можно сидеть комменты строчить, ― не выдержала коллега с Сахалина.
Ей тут же объяснили ― проблема в том, что люди настроены на негатив, особенно если речь про власть. Когда у тебя все хорошо, ты не будешь искать аккаунт некой организации или структуры, чтобы оставить благодарственный комментарий. Обычная мотивация пользователей Сети ― задать жару и все высказать. Нормальное, в принципе, явление.
Чтобы сдержать натиск, компании нанимают специалистов, готовых грудью встать на защиту имиджа. Так у Артемовской детской больницы появился свой эсэмэмщик, Алина Постникова.
― Мне досталась в наследство мертвая страница и абсолютно нелояльная аудитория с троллями**** и хейтерами*****, которые не давали продыху, ― говорит Алина. ― Надо было оживить ее и направить энергию подписчиков в мирное русло, повысить доверие к учреждению. Первые две задачи я выполнила, третья еще в работе.
Юная дева тонким голоском говорит матерым журналюгам:
— Попробуйте потролльте меня.
― Ну, положим, я напишу, что у вас ванна течет. И каждый день буду писать, что вы издеваетесь над нами, пациентами. При всем вашем таланте ремонт оперативно не сделаете, — говорит корреспондент одной из районных газет.
― Нет, не сделаю, ― соглашается девушка. ― Но я смогу оперативно ответить.
От троллей все средства хороши
Оперативно ответить, а если надо ― подключить ботов. Никто давно не скрывает, что использует этот прием. Главная задача ― погасить негатив в интернете. А уж как оно там в реальной жизни ― дело десятое.
Позитивные и елейные комментарии оставляют боты. Так, по крайней мере, считает большинство пользователей.
― Мы ведем аккаунты госструктурам и знаем, что надо заводить ботов, чтобы они отвечали то, что требуется нам, ― объясняет руководитель агентства из Хабаровска, пожелавшая сохранить в тайне имена своих клиентов. ― Будут нужные ответы, к ним присоединятся и другие люди. Чтобы ботов не вычислили, их надо часто менять, иначе это будет подозрительно.
Хороши боты не только в формировании общественного мнения, но и в борьбе с троллями. У последних своя задача ― хайпануть*. От лица официального аккаунта с ними лучше не биться, а делать это чужими руками. Пусть наивные пользователи думают, что это просто люди с активной гражданской позицией поддерживают чиновников.
Грешный мой язык
Заметили, сколько сносок в материале? Не стоит пугаться и ворчать, что совсем разучились говорить по-русски. Это тоже обсудили на одной из сессий саммита.
― Не надо бояться заимствований, ― заверил научный сотрудник института имени Виноградова РАН Владимир Пахомов. ― В язык всегда приходят новые слова, и они не вытесняют старые, а остаются альтернативой.
Кстати, сейчас лингвисты работают над составлением словаря пандемийной лексики, в котором будет около 3,5 тысячи слов. Например, «зуминары» ― семинары по «Зуму», «ковидиалы» ― рожденные во время пандемии.
Так что впереди у нас еще много открытий, которыми мы будем делиться с вами, уважаемые читатели.
Администрация Хабаровска тоже представлена в соцсетях. Активный аккаунт, где выкладывают новости и отвечают на вопросы пользователей, в «Инстаграме» @khabarovsk_adm. На своей странице в «Инстаграме» проводит эфиры мэр Хабаровска Сергей Кравчук.
Боты ― аккаунты, управляемые программой. Они имитируют настоящих пользователей: оставляют лайки, подписываются, делают репосты, оставляют комментарии.
Хайп ― шумиха и ажиотаж, созданные вокруг какого-то события.
Хейт ― ненависть, агрессия. Хейтеры ― недоброжелатели.
Интерактив —
взаимодействие с пользователем, зрителем или читателем.
Тролли ― пользователи, размещающие грубые и провокационные комментарии.
СММ-менеджер, эсэмэмщик ― специалист, занимающийся ведением и продвижением аккаунта компании.
Источник: khab-vesti.ru
О революции в СМИ, ее жертвах и предводителях в течение двух дней рассуждали на медиасаммите. Мероприятие проходило в стенах ДВФУ на Русском острове под слоганом «Вживую» ― в прошлом году его пришлось отменить из-за пандемии.Все там будем