«Мы готовы вместе с партнерами делать новые форматы представления информации и делиться с ними доходами, которые получает сервис «Яндекс.Новости», — сообщил Стыскин. По его словам, всего сейчас более 3 тыс. партнеров передают свой контент в сервис «Яндекс.Новости».
О намерении тестировать новый формат показа новостей — дайджесты — «Яндекс» сообщил партнерам весной этого года, рассказал РБК источник на медиарынке. «Суть в том, что «Яндекс» намерен создавать текст из отрывков новостей различных СМИ. Предполагается, что читателю не нужно будет переходить по ссылке в первоисточник, он сможет узнать суть непосредственно из дайджеста. Чтобы издатели были заинтересованы в этом, компания намерена предлагать монетизацию», — отметил собеседник РБК.
«Текущая модель монетизации сайтов в интернете и СМИ, когда они продают рекламные баннеры, приводит к тому, что им нужен трафик, ради которого они часто используют желтые кричащие заголовки. Как ответная реакция, «Яндекс.Новости» затачивает алгоритмы, чтобы бороться с желтизной и накрутками, и учитывает различные показатели СМИ при ранжировании (информативность заголовка, оперативность, цитируемость, отсутствие опечаток и т.д.)», — пояснил Стыскин. «Яндекс.Новости» не раскрывает размер своей выручки, общая выручка «Яндекса» от рекламы по итогам первого квартала (последние доступные данные) составила 35,9 млрд руб. На какую часть выручки «Яндекс.Новости» смогут претендовать СМИ, Стыскин не раскрывает. Однако он отметил, что размер выплат будет пропорционален количеству показов в дайджесте. При этом, по словам топ-менеджера интернет-компании, подборка выдержек для дайджеста будет формироваться автоматически с помощью алгоритма, который анализирует все новости сюжета и вычленяет ключевые моменты. Рядом с каждой выдержкой будет помещаться ссылка на новость-источник.
Андрей Стыскин подчеркнул, что эти выплаты «не аттракцион, в котором просто раздаются деньги». По его мнению, в результате таких интеграций возникнет дополнительная ценность для пользователей. «Сейчас мы видим, что потребление информации переходит, например, в Telegram: очень много людей получают актуальные короткие обновления, потому что подписаны на большое количество Telegram-каналов. Мы видим два пользовательских сценария: изучить все в деталях или сразу узнать суть, и хотим в рамках сервиса дать пользователям выбор. Те издания, которые быстро, фактурно, объективно и емко дают эту информацию, в конечном итоге получают не только трафик, но и лояльность аудитории», — отметил Стыскин.
Зачем делиться выручкой со СМИ
Необходимость введения оплаты для СМИ для поддержки журналистики со стороны цифровых платформ обсуждается в нескольких странах. В частности, власти Австралии приняли Кодекс игроков медиарынка, который обязал такие интернет-платформы договариваться со СМИ о вознаграждении за размещение оригинального контента. В ходе обсуждения соответствующих изменений Google пригрозил, что отключит поисковую систему в этой стране, а Facebook — что отключит доступ своим пользователям к местным новостям. В итоге Кодекс был принят в смягченной версии. Однако вслед за Австралией власти Канады и ЕС заявили, что готовят подобное законодательство.
Главный редактор издания «Московский комсомолец» Павел Гусев, главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин и гендиректор АО «Коммерсантъ» Владимир Желонкин сообщили РБК, что им неизвестно об инициативе «Яндекса». При этом Гусев выразил сомнение, что такая инициатива будет воплощена в жизнь. «В теории дополнительные деньги — это хорошо, а вот дополнительные зависимости от этих денег — плохо. Возможны ли в этом случае подобные зависимости, сказать сложно: для меня информация о данной инициативе новая», — отметил главред «Московского комсомольца». При этом он считает потенциальную подготовку законодательства, которое обяжет цифровые платформы платить СМИ за контент, «любопытной идеей». «При получении информации издания тратят деньги, далее интернет-платформы бесплатно используют эту информацию, за счет нее получают кликбейт, размещают рекламу», — указал он. РБК направил запрос первому заместителю гендиректора агентства ТАСС Михаилу Гусману и главному редактору МИА «Россия сегодня» Маргарите Симоньян.
По словам источника РБК на медиарынке, участники рынка пока не до конца понимают предложенную «Яндексом» модель, и, поскольку издатели в первую очередь заинтересованы в трафике, а дайджесты предполагают, что пользователь «Яндекс.Новости» не будет переходить на сайт СМИ, это выглядит не очень интересно. Источник: rbc.ru