Бумажные Зины

«Самиздат» — это не только что-то из эпохи советских диссидентов. В XXI веке есть свой самиздат. Крошечные тиражи «для своих». Свобода выбора тем и форматов. А главное — читатели и авторы, которые в цифровом мире все еще испытывают потребность в тактильных ощущениях: они предпочитают потратить время на выбор приятной бумаги, необычного переплёта и прострочки листов на швейной машинке.

 

Зин, или иначе zine — сокращение от английского magazine (журнал). Это любительское малотиражное издание на любую тему. Так называют современный «самиздат», не имеющий никаких рамок и правил. Смысл — в уникальности книг, ведь их либо самостоятельно печатают небольшим тиражом, либо и вовсе собирают вручную.

Их информационное поле не имеет границ: авторы зинов пишут как об остросоциальных темах, так и о личных переживаниях. Зином может стать ваш дневник или фотокнига, малотиражное медиа, комикс, книга с набросками, всё что угодно. Фан-зины направлены на узкую аудиторию любителей, к примеру, андерграундного кино или альтернативной музыки.

Такая же свобода и в выборе форматов. Книжка может быть не скреплена постранично, иногда листы сшивают или складывают гармошкой, а некоторые авторы складывают свои работы так, что при прочтении зин надо разворачивать и он превращается в лист формата А4 или А3.

История

Зинов не существовало в России до 1990-х, был только самиздат, который чаще всего имел настроение диссидентсва, подпольные газеты и малотиражные «книжки». После распада СССР с ростом субкультурных движений, появилось много панковских, анархичных и даже неонацистских зинов, создавались работы, о любимых группах, фильмах, книгах. Возобновилась любительская периодика, посвящённая ролевым играм и связанными с ними темами, это были первые фан-зины. Потом все это ушло в Интернет и самиздат потерял свою актуальность — люди стали делиться своим мнением и взглядами на форумах, в блогах, в социальных сетях.

Новый расцвет самиздата наступил в середине 2010-х, из-за общественной усталости от возрастающего количества экранной периодики и цифрового творчества. У людей появилось желание сделать что-то материальное, тактильное. Так зародилась «вторая волна» самиздата в России.

В культуре зина выделяются два направления: арт-зин и фотозин. В каких-то работах более читаемо прямое повествование, другие зины более абстрактны, выполняют роль визуальной журналистики и без слов приводят читателя к мыслям. Но, учитывая полную свободу в создании, зин может совмещать в себе и фото, и арт, быть одновременно повествующим и визуально-абстрактным.

Сперва в России возобновилась любительская периодика, посвящённая ролевым играм и связанным с ними темами, это были фан-зины.

Сейчас в Петербурге потрогать, поразворачивать и, конечно же, приобрести зин можно в магазинах «Подписные издания» на Литейном, 57, и «Маяк» в Новой Голландии. Кроме того, их можно заказать напрямую у авторов. А еще в городе периодически проводятся ярмарки зинов, где любой желающий в праве почитать и изучить любую интересующую его работу.

А мы попросили нескольких петербургских создателей зинов рассказать о себе и своих книгах.

 

Саша Денисова. Графический дизайнер и иллюстратор, выпустила два зина: «home» тиражом 150 экземпляров и «Simulcarum» в 100 экземплярах

— Зин для меня — возможность высказаться вне институций. Для того чтобы придумать и напечатать зин, тебе не нужно ничего. Ты не зависишь от спонсоров, издателей, заказчиков, зин вырывается из контекста диджитал, в котором мы сейчас все живем, такой глоток аналогового мира в постиндустриальную эпоху.

Я делаю зины на тему, которые волнуют меня в данный момент. Как-то я вернулась из путешествия по Европе и сделала зин «home» — о том, как классно снова чувствовать себя дома. Начитавшись Бодрияйра, создала «simulacrum». А сейчас приступаю к новой задумке о ментальных пространствах внутри каждого из нас.

Однако серьезных планов в самиздате у меня нет. Это, скорее, классный сайд-проект. Хотелось бы приобщиться к зин-культуре Европы: поучаствовать в выставках там или хотя бы пристроить на реализацию в самиздат-магазинах. В России вообще очень плохо с самиздатом и не могу сказать, что в иллюстрированных зинах есть прямо какие-то «имена». В Берлине, например, есть целые отдельные магазинчики, посвященные современному самиздату. И каждый автор может принести туда свой зин на реализацию. У нас до сих пор это какая-то маргинальная история.

 

Для меня зин — не основная сфера моей деятельности, а, скорее, классное увлечение. Я дарю их своим друзьям и раздаю знакомым, а еще они продаются в магазине «Маяк» в Новой Голландии. Вообще зин — классная история, чтобы привлечь к себе внимание в дизайн-сообществе. Все уже отвыкли, что кто-то показывает свои личные проекты не на экране, а дарит маленькую книжечку.

Александр Верёвкин. Фотограф, использует зины, чтобы объединить фотографии в законченное высказывание. Максимальный тираж его зина — 100 экземпляров.

— Для меня зин — это достаточно простая и доступная форма публикации, чтобы представить свой проект широкой аудитории. Всегда можно скорректировать размер, тираж, выбор бумаги так, чтобы цена печати оставалась приемлемой.

Каждый, у кого есть желание и немного времени, может сделать зин.

Более сложной формой является уже фотокнига, где требуется внимание к дизайну и совсем другой бюджет на производство, что делает её менее доступной.
Обычно я делаю зин, если считаю, что проект закончен, и он может быть показан на выставке. При этом не всегда есть возможность организовать выставку здесь и сейчас. Есть много факторов, такие как поиск места, бюджета и так далее. Проблема в том, что в Санкт-Петербурге их негде выставлять. Основной спрос на зины и фотокниги находится в Москве. Соответственно, там же и все выставки. В течение года проходят 3−4 крупные ярмарки, посвящённые самиздату, куда приезжают люди из разных городов.

Я занимаюсь фотографией и считаю, что зин идеально подходит, чтобы сделать законченное фотографическое высказывание на любую тему. Пожалуй, визуальные формы (фотография, комиксы, графика) сейчас наиболее востребованы в этой области.

Мне кажется, хорошо могут быть реализованы в форме зина также социальные и образовательные проекты.

У меня самого пока нет в планах делать новые. Я работаю над двумя долгосрочными проектами: один связан с портретом, а другой — с пейзажем. Мне бы хотелось завершить их через какое-то время, привлечь дизайнера и сделать полноценные фотокниги с ними. Я планирую участвовать в одной групповой выставке в начале августа, но анонс пока ещё не опубликован, так что не буду рассказывать подробности.

Юля Павлова. Художник, занимается созданием скульптур из гипса, глины и пластика, экспериментирует с фотографией и инсталляцией, в этом году выпустила первую фотокнигу «Шурале» тиражом 50 экземпляров, каждый из которых изготовлен вручную.

«Моя последняя работа — не зин, а авторская фотокнига. Это более концептуально проработанное авторское высказывание. Вся книга полностью сделана моими руками — сшита и собрана, в том числе и обложка. Эта книга — одна из форм представления проекта «Шурале».

Вообще, Шурале — это татарский дух леса, я обращаюсь к нему, потому что сама до 17 лет жила в Татарстане. Шурале в проекте — это также метафора предрассудков о поведении женщины в традиционном патриархальном обществе. В своей работе я обращаюсь к национальному мифу, поэтому создание книги на основе проекта было логичным продолжением.

В процессе работы над книгой я долго думала, как создать визуальный нарратив, какую выбрать бумагу, какая будет обложка. То, что вышло — результат годовой работы. Суммарно над книгой и проектом я работала два года

Я думаю, что автору надо делать свои книги и зины на те темы, которые важны для него самого в первую очередь. Безусловно, есть какие-то тенденции в мире фотографии, которые диктуются общемировыми трендами и проблемами. Но если автор не проживает или не переживает тему, то, как мне кажется, у него не получится сделать глубокое исследование и концептуализовать своё высказывание, в том числе и в книжной форме.

Инструкция

Для того чтобы создать свой зин, вам не придётся учитывать много нюансов и требований, ведь, как мы выяснили, в этом деле — полная свобода как в тематике, так и в композиции работы. Вот несколько советов для начального этапа создания зина:

  1. Выберите тему. Не стоит гнаться за трендами, лучше взять ту тему, что близка вам по духу или настроению, пускай это будет что-то личное, или, если вы не готовы делиться чем-то сокровенным, можно создать фанзин с топом любимых фильмов или песен.
  2.  
  3. Определитесь с материалом, композицией: как будет расположены фотографии и рисунки в вашем зине? Будет ли там текст или это будет только визуальная работа? Определитесь с тем, будете ли вы верстать зин через программу на компьютере или создадите его полностью вручную.
  4.  
  5. Решите, какая у вас будет аудитория: ваши друзья, семья или незнакомые люди на выставке?
  6.  
  7. Приступайте к созданию, вдохновляйтесь референсами с Instagram и Pinterest.
  8.  
  9. По завершении работы распространяйте свои работы в социальных сетях и на творческих аккаунтах города, подарите первые экземпляры своим друзьям и просите их выкладывать фотографии ваших работ в свои сети. Источник:  mr-7.ru

У вас недостаточно прав для комментирования