СППИ ГИПП был проведен анализ состояния системы распространения прессы во всех регионах РФ по итогам 2020 года, на основании которого было подготовлено два рейтинга: рейтинг фактической обеспеченности субъектов РФ киосками и павильонами прессы и рейтинг руководителей субъектов РФ по отношению к распространению печатной продукции в регионе, которые были представлены в Министерство промышленности и торговли и Министерство цифрового развития и связи РФ. На основании данных, полученных от региональных правительств, был выявлен положительный опыт субъектов РФ для поддержки и развития системы распространения прессы в своих регионах. Наиболее интересные примеры по поддержке и развитию НТО «Печать» представлены ниже.
Большой интерес представляет опыт Липецкой области, глава администрации которой Артамонов И. Г. занял первое место в рейтинге руководителей субъектов РФ по отношению к системе распространения печатных СМИ. В области существует одна из самых низких ставок арендной платы за землю для установки киоска прессы – от 2,5 руб. до 12 руб. за 1 кв. м в месяц. Кроме того, здесь действует практика субсидирования модернизации киосков прессы за счет бюджетных средств (от 2 до 5 млн руб.) Низкая арендная ставка для размещения НТО «Печать» также применяется в Воронежской области, она составляет не более 30 рублей за 1 кв. м в месяц. Правительством Воронежской области регулярно совершенствуется нормативно-правовая база в сфере регулирования торговли в НТО. Так, для субъектов, добросовестно исполняющих обязанности по текущему договору, предусмотрено преимущественное право на размещение НТО (для печатной продукции предоставляется неограниченное количество раз) и увеличение срока действия договоров с 5 до 7-10 лет. Внимательное отношение к хозяйствующим субъектам в сфере распространения печатной продукции демонстрирует и Правительство Москвы. В городе был осуществлен отказ от проведения аукционов на торговлю в НТО прессы в пользу конкурсной основы торгов для операторов рынка с соответствующей деловой репутацией и опытом. Здесь также было введено применение понижающего коэффициента 0,3 к стартовой цене договора аренды объекта прессы и отменен торговый сбор для арендаторов киосков прессы вплоть до 2026 года. Кроме того, в городе совместно с отраслевым сообществом была проведена реорганизация и благоустройство всей нестационарной торговли печатной продукцией. И что особенно важно, руководством Москвы в период пандемии регулярно осуществляются разнообразные меры поддержки отрасли издания и распространения печатной продукции, в частности, отсрочка или освобождение операторов рынка от платы за ведение торговой деятельности. Общий объем поддержки отрасли Правительством Москвы в 2020 году составил 168,75 млн руб.
Полезный опыт по поддержке и развитию системы распространения прессы также имеется в Санкт-Петербурге, где городской администрацией была проведена масштабная работа по реализации предложений СППИ ГИПП. Так, на сегодняшний день в городе действует полный отказ от аукционного формата торгов на право размещения НТО «Печать» в пользу конкурсной основы, максимально расширен ассортиментный перечень сопутствующих товаров, введена возможность пролонгации договоров для операторов рынка, ответственно выполняющих свои обязанности, и частично реализовано введение понижающего коэффициента на аренду земли под объект прессы па уровне 0,1 - 0,2 от норматива.
Интересный опыт имеется в таких субъектах РФ, как Чувашская Республика и Белгородская область. Например, в Чувашии помимо разовой пролонгации договоров с операторами рынка на срок до 7 лет действует уникальная практика полного отсутствия ограничений на реализацию в НТО «Печать» сопутствующих товаров и услуг. В Белгородской области было реализовано обнуление ставки аренды земельных участков под киоски для ведущего распространителя региона. Помимо перечисленных примеров применяемых мер по поддержке отрасли нестационарной торговли прессой нельзя не упомянуть Республику Татарстан. В июне 2021 года Правительством Республики была утверждена дорожная карта по поддержке и развитию системы распространения печатной продукции с использованием нестационарных торговых объектов на 2021-2025 годы. Профильная программа подразумевает всестороннюю поддержку киосков прессы в регионе – от совершенствования нормативно-правовой базы функционирования НТО до непосредственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся нестационарной торговлей прессой. Кроме того, стоит отметить регионы, успешно проявившие себя в отдельных направлениях поддержки системы распространения прессы. Например, Калужская, Нижегородская, Псковская области, а также Чеченская Республика и Республика Марий Эл по данным мониторинга продемонстрировали высокий уровень обеспеченности населения киосками, реализующими печатную продукцию. В Тамбовской, Свердловской, Саратовской областях, Еврейской автономной области и Ямало-Ненецком автономном округе применяется сравнительно невысокая арендная ставка. Омская, Архангельская, Нижегородская области, а также Республика Алтай и Забайкальский край достигли успехов в актуализации ассортиментного перечня товаров, реализуемых в НТО «Печать». В Волгоградской, Калужской, Омской областях, а также в Чеченской и Удмуртской Республиках оказывается значительная государственная поддержка отрасли распространения прессы. Архангельская, Ростовская, Амурская, Новосибирская области и Республика Марий Эл обеспечили надлежащее административное регулирование сферы нестационарной торговли печатной продукцией.
II. Негативная практика в работе с киосками прессы в регионах РФ Поручение Президента РФ Путина В. В. от 25 сентября 2019 года о поддержке киосков прессы стало важным сигналом для руководителей субъектов федерации. Во многих регионах активно начали разрабатываться программы по улучшению системы распространения прессы или существенно дорабатывалось действующее местное законодательство, регулирующее сферу нестационарной торговли. Основываясь на данных, предоставленных региональными властями, СППИ ГИПП проанализировал состояние системы распространения печатной периодики в разных регионах и выявил многочисленные примеры поддержки и развития газетных киосков со стороны местных властей. Однако далеко не во всех субъектах РФ руководство идет навстречу развитию киосковых сетей прессы и зачастую чиновниками принимаются решения, которые затрудняют или делают нерентабельным распространение газет и журналов через НТО «Печать». Ниже представлены наиболее распространенные примеры «борьбы» региональных властей с нестационарной торговлей прессой.
Ключевую роль в системе распространения прессы через киоски в каждом субъекте играет схема размещения нестационарных торговых объектов. Схемой определяется как география размещения объектов, так и их количество в соответствии с заявленной специализацией. Зачастую именно схема размещения становится предметом споров между региональными властями и несогласными с ними предпринимателями. Например, такая ситуация возникла в Твери, где киоски прессы постепенно исчезают из схем размещения НТО. Новое постановление о схеме размещения НТО предусматривает всего 55 торговых объектов для реализации прессы, хотя в 2020 году под эту специализацию было выделено 63 объекта. Стоит отметить, что постоянное сокращение НТО «Печать» происходит по всей Тверской области: по данным мониторинга СППИ ГИПП в 2016 году их количество достигало 175, а в 2020 году оставалось уже 108 объектов нестационарной торговли прессой.
Для исключения торговых объектов прессы из схемы размещения НТО используются самые разные причины. Так, под снос попала часть киосков прессы «Вятка-Роспечать», в Кировской области, где по истечении действующих договоров торговые точки не были включены в схему размещения, поскольку выяснилось, что теперь данные киоски нарушают пожарные нормы и требования размещения тепловых сетей. В вопросе обеспечения населения печатной продукцией местные чиновники полагаются на альтернативные каналы распространения прессы через ритейл и доставку на дом. Будет ли распространителям прессы через киоски предложена альтернативная площадка под НТО взамен утраченных торговых точек, или будет предоставлена иная компенсация, – пока остается неизвестным.
Предлогом для «зачистки» улиц от киосков прессы также может служить подготовка к каким-либо знаковым мероприятиям, как это произошло в Новосибирской области, где в 2023 году запланировано проведение Молодежного чемпионата мира по хоккею. Согласно плану подготовки к этому мероприятию, к 2023 году в Новосибирске должно появиться 250 «умных» остановок, из-за чего под снос попадают не только киоски прессы, находящиеся внутри действующих остановочных пунктов, но и объекты, стоящие в непосредственной близости от них. Кроме того, местными муниципалитетами было принято решение о размещении единого аукционного лота на реализацию прессы в новых объектах. Это значит, что право на реализацию периодической печати в новых торговых точках может выиграть только один предприниматель. О мерах компенсации для участников рынка, чей бизнес понесет огромные убытки в связи этими нововведениями, пока ничего не говорится. В начале марта 2021 года работники малоформатной торговли выходили на митинг с требованием прекратить сокращение нестационарных торговых объектов. Митингующие заявляли, что нынешние действия властей города противоречат указам президента о поддержке малого бизнеса в России. Стоит отметить, что на ухудшение ситуации с киосками и павильонами прессы в стране влияет множество факторов, среди которых не только непосредственное исключение объекта из схемы размещения НТО с последующей ликвидацией торговой точки, но и ухудшение условий ведения бизнеса, что приводит к его убыточности и делает его непривлекательным в глазах предпринимателей. Ярким примером здесь может послужить ситуация, возникшая с киосками прессы в г. Уфе, столице Республики Башкортостан, где резкое увеличение арендной ставки для реализации прессы в торговом объекте поставило под удар само существование газетных киосков. Ранее арендная плата за владение киоском прессы составляла около 5 000 рублей, теперь же данная сумма варьируется, достигая в отдельных точках от 9 000 до 12 000 рублей. Таким образом, согласно расследованию журналистов «Российской газеты», минимальный прирост на аренду торгового объекта в городе составил 70% при том, что по заявлению МУП «Уфа-Печать» прирост составляет не более 15%. Кроме того, нередки случаи, когда предприниматели, занимающиеся нестационарной торговлей прессой, вынуждены терпеть убытки из-за внешнего вида торгового объекта. Пример этому можно наблюдать в Челябинской области, где киоски прессы стали жертвами нового дизайн-кода для объектов нестационарной торговли, разработанного местными властями. В сущности, предпринимателей обязали привести внешний вид объектов в соответствие с едиными стандартами. Приведение же внешнего вида киоска в надлежащее состояние, по оценкам участников рынка, обойдется предпринимателям в неподъемную сумму – ещё в августе 2020 года только оформление типового проекта для одного павильона стоило около 180 тысяч рублей, а в феврале 2021 года цены уже выросли до 300 тысяч рублей. Совершенно иная ситуация наблюдается в г. Кисловодске (Ставропольский край) – под угрозой сноса за несоответствие утвержденному местными властями дизайн-коду оказались все действующие нестационарные торговые объекты города. Подобное решение городская администрация мотивировала тем, что, по ее мнению, город должен быть максимально освобожден от НТО, особенно в центре, где расположены памятники истории и культуры. Как киоски прессы не портят вид исторического центра Москвы и Санкт-Петербурга, но портят его в Кисловодске и почему возникшую проблему местные чиновники предпочли решить самым радикальным способом, не предложив никаких альтернативных вариантов, – вопрос открытый. Надежда на сохранение киосков прессы в Кисловодске появилась после обращения СППИ ГИПП в адрес Губернатора Ставропольского края. Подобные проблемы во взаимодействии местных властей с владельцами НТО на сегодняшний день сохраняются в 38 субъектах Российской Федерации. Об этом свидетельствуют данные исследования аппарата Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Б. Ю. Титова, основанные на 179 обращениях, поступивших только с начала 2021 года. Распространение прессы через специализированные торговые объекты является не только бизнесом, который вносит ощутимый вклад в муниципальный бюджет. Газетные киоски прежде всего выполняют важную социальную роль, предоставляя населению страны широкий доступ к качественному печатному слову, поэтому их сохранение – это не только вопрос защиты бизнеса, но и один из важнейших факторов обеспечения информационной безопасности всей страны.
Остается выразить надежду на то, что власти регионов, где ущемляется нестационарная торговля печатной периодикой, осознают значение данной отрасли и примут необходимые меры поддержки и развития системы распространения прессы, как это сделали субъекты, о которых мы писали. Исполнительная Дирекция СППИ ГИПП