Издатели обсудили проблемы симбиоза «бумаги» и «цифры»

15 октября 2021 года Союз предприятий печатной индустрии (ГИПП) провел Круглый стол по проблемам редакций традиционных печатных СМИ в условиях цифровой трансформации медиасреды. Круглый стол прошел в рамках Московского фестиваля прессы (проводится при поддержке Департамента СМИ и рекламы города Москвы).

 

Модератор дискуссии – Евгений Абов, вице-президент СППИ ГИПП по международному сотрудничеству и цифровому развитию – задавал участникам Круглого стола вопросы о редакционной политике традиционных газет в условиях, когда вся структура потребления СМИ стремительно смещается в пользу цифровых форматов. 

Круглый стол собрал несколько редакторов газет, медианалитиков и маркетологов, каждый из которых изложил свой взгляд на такие отраслевые вызовы и проблемы, как влияние цифровых платформ на редакционную политику и аудиторию традиционных СМИ; особенности сосуществования печатного издания и его цифровых платформ; влияние пандемии и «удаленки» на качестве журналистской работы; адаптация редакционных сотрудников «бумагоцентричных» изданий к одновременной работе и на «бумагу», и в «цифру»; проблемы взаимодействия между профессиональными редакциями и блогерами… 

Вот некоторые из высказываний экспертов: 

Александр Куприянов, главный редактор газеты «Вечерняя Москва»: Мы очень уважительно относимся и к «бумаге», и к «цифре», понимая, что прогресс не остановить. «Вечерняя Москва» не может отступить от своей концепции, но должна реагировать на существование цифровых СМИ. Как печатная газета может противостоять «цифре» в условиях, когда по скорости доставки новостей газета уже не конкурентна в сравнении с «картинкой» или «звуком»!? Если газетчики не будут учитывать эти реалии, они безнадежно отстанут. Конечно, контент печатного издания и цифровой платформы отличается в силу ментальности российского читателя. Газета в бумаге и цифре – два разных продукта. Но они должны плотно взаимодействовать: газета без интернета сегодня не выживет. Блогер и журналист – это разные понятия. На журналисте, что очень важно, «висит» ответственность за качество и выверенность написанного им материала. Тем не менее, изданиям с блогерами надо сотрудничать, это требование времени, и мы это делаем.

Индира Кодзасова, заместитель главного редактора газеты «Аргументы и факты»: Существуют две серьезные угрозы для «бумажных» газет: первая в том, что новостные агрегаторы (яркий пример – Яндекс-Дзен) «собирают» из бумажных газет не только материалы, но и самих авторов. Вторая угроза – пользовательский контент, когда любой может публиковать все, что угодно, не неся никакой ответственности (в отличие от печатных газет). Пользовательский контент – это то, что сейчас противостоит контенту журналистскому. Пандемия действительно ударила по креативности журналистского коллектива. В полной мере мы ощутим последствия этого лишь через год-полтора. В команде очень важно поддерживать спонтанное общение – как между собой, так и со своей аудиторией.

Камилла Нигматуллина, заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций СПбГУ, ведущая рубрики «Образование» в журнале «Журналист»: Перенос газетной публикации в онлайн без изменения формата подачи материала не работает. Надо понимать, что контент в газете «умирает» в момент его публикации. А после размещения на сайте он только начинает жить: изменяется, дополняется фото и видео и т. д. Если говорить о рынке, то более всего сейчас востребованы медиадизайнеры, и мало кому нужны специалисты по контенту. Еще один провал – цифровые «продажники», т. е. те, кто способен принять запрос от клиента, сформулировать бриф, заняться аккаунтингом, выстроить «воронку», организовать «цифровую» дистрибуцию и пр. Журналист и блогер – конкуренты в борьбе за внимание аудитории, причем блогеры выигрывают. Гораздо серьезнее то, что конкуренция эта лежит в плоскости борьбы за рекламодателя. Сотрудничество СМИ и блогера теоретически возможно, но более интересной кажется идея выращивать блогеров в собственных редакциях.

Алексей Березовой, издатель, медиаэксперт, главный редактор медиаресурса delo.ru: Я не разделяю подход, что онлайн-медиа – это продолжение бумажных версий СМИ, и наоборот. Считаю, что это два непересекающихся источника информации, два разных продукта, две разные аудитории. Тот, кто привык к интернету, не будет читать бумажную газету. Точно так же всегда найдется аудитория, привыкшая потреблять контент на бумаге. Считаю, что проблема конкуренции или сотрудничества блогеров и журналистов, работающих в СМИ, несколько искусственно поставлена. У любого приличного блогера постепенно возникает своя редакция, своя дистрибуция, и вопрос только в масштабе такого издания.

Евгений Зиновьев, главный редактор медиаресурса «Планерка. Журналистика и СМИ», экс-главный редактор газеты «Ревдинский рабочий» (г. Ревда): Газета «Ревдинский рабочий» уже теперь известна как не только печатное, но и мультимедийное издание. Я не разделяю работу «бумажной» газеты от ее онлайн-ресурсов – это один общий клубок, с разными каналами доставки контента, где печатная версия – лишь один из этих каналов. Мы не выкладываем материалы газеты на сайт, как делалось раньше. У нас теперь все наоборот: новость сначала появляется у нас в Telegram, потом на сайте, а уже затем готовится ее публикация для газеты. Иногда бывает, что неновостные материалы появляются сначала в газете и лишь потом на сайте. Мы их активно пиарим в соцсетях, не выкладываем на сайте, а лишь рассказываем о них. Тем самым поддерживаем продажи печатного продукта. Есть качественные журналисты в СМИ и есть качественные сетевые блогеры. Те и другие работают по разным правилам. Мы в нашей газете с блогерами активно сотрудничаем. И всем хорошо!

 

Елена Шитикова, главный редактор издательства «Планета»: Опыт показывает, что в пандемию посещаемость сайтов традиционных СМИ выросла. Удержать эту аудиторию оказалось намного труднее, не всем это удалось. Интернет дал традиционным редакциям возможность интерактива, двустороннего общения, что дало прирост как в массе контента, так и в аудитории. Если говорить о кадрах, то сегодня наши студенты с журфаков не востребованы, к сожалению, нет запроса с рынка на журналистов, таргетологов, маркетологов. Издатели просят прежде всего «продажников», даже не рекламистов. Возникает проблема: студенты-журналисты хотят идти работать туда, где они не нужны.

Подводя итоги заседания, вице-президент СППИ ГИПП Евгений Абов отметил, что цифровая эпоха принесла не только угрозы для бумажных СМИ, но и новые, уникальные возможности работы с контентом и со своими аудиториями. Каждая из проблем, поднятых на этом круглом столе, заслуживает отдельной полноценной дискуссии, налаживания внутри индустрии обмена позитивным опытом. Дискуссия на круглом столе вывела и на ряд новых тем, которые в ближайшие месяцы станут предметом более детального обсуждения на мероприятиях СППИ ГИПП.

 

Пресс-служба СППИ ГИПП

У вас недостаточно прав для комментирования