Бумажные комбинаты между тем переключаются на более маржинальное производство упаковки и опасаются возможного регулирования цен. Но стоимость упаковочного картона тоже растет: спрос на него серьезно увеличила активизация онлайн-торговли на фоне пандемии. Подорожание упаковки отмечают уже и производители пищевой продукции.
Союз предприятий печатной индустрии 1 ноября направил министру промышленности и торговли Денису Мантурову письмо (есть у “Ъ”), в котором заявил о «катастрофической ситуации на бумажном рынке России» и «беспрецедентном росте цен» на бумагу в 2021 году.
Ситуацию они связывают с тем, что производители переориентируются на выпуск оберточной бумаги для Китая и Индии: «Соликамский ЦБК варит бумагу для внутреннего рынка только два дня в месяц, резко снизили объемы производства Балахнинский и Кондопожский бумкомбинаты». Союз просит Минпромторг провести совещание с Минцифры, производителями бумаги, полиграфистами и издателями «для обсуждения мер по стабилизации ситуации». АО «Волга», управляющее Балахнинским бумкомбинатом, в этом году, наоборот, увеличило продажи на внутреннем рынке, возражает заместитель гендиректора компании по продажам Алексей Вдовин. На других упомянутых в письме комбинатах “Ъ” не ответили.
В Минпромторге “Ъ” сообщили, что анализируют стоимость бумажной продукции и проводят регулярные совещания по вопросу цен на товары лесопромышленного комплекса:
«В ближайшее время пройдет совещание и с производителями офсетной и печатной продукции».
Издатели регулярно жалуются на подорожание бумаги. Так, в конце 2014 года союз зафиксировал подорожание отдельных видов бумаги более чем на 60% за четыре месяца, после чего о возможном коллапсе печатной отрасли возглавлявший Минкомсвязи Николай Никифоров предупредил занимавшего пост премьера Дмитрия Медведева. В 2019 году президент Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по поддержке печатных СМИ, включая «стабилизацию цен» на бумагу. В этом году на рост цен на бумагу жаловались и книгоиздатели (см. “Ъ” от 15 июня). Российский книжный союз (РКС) заявлял, что картон для книг подорожал на 50%, а офсетная бумага — на 33,9%. РКС просил ФАС проверить обоснованность повышения цен. Служба нарушений не нашла, говорят собеседники “Ъ” среди издателей.
Союз печатной индустрии считает, что нужно предоставлять субсидированные кредиты на бумагу, востребованную издателями, но невыгодную самим комбинатам, полагает исполнительный директор союза Павел Мирошников: «Иначе не на чем будет печатать, в том числе и социально значимую продукцию».
Лесопромышленники, впрочем, считают, что издатели «злоупотребляют своей возможностью обращаться в правительство». «Бумага — рыночный продукт, и рынок должен отрегулировать все сам. Если издательства не могут существовать в рынке, им надо закрываться. Поэтому будет ошибкой искусственно останавливать рост цен»,— подчеркнул источник “Ъ” в отрасли.
Издатели не могут зеркально поднять цены на газеты и журналы, чтобы компенсировать рост стоимости бумаги, так как это приведет к отказу читателя от покупки, объясняет гендиректор холдинга «ИМ-Медиа» (издает «Тайны звезд» и др.) Алексей Иванов.
В результате роста цен на бумагу и картон себестоимость детских журналов, которые выпускает ИД «Лев», выросла на 18–24% в зависимости от формата, добавляет его гендиректор Лев Елин: «Переложить цену на покупателя мы не можем, вынуждены ограничиться четырех-семипроцентным повышением, что крайне тяжело для бизнеса».
Производители газетной бумаги действительно диверсифицируют портфели и развивают производство упаковочных видов бумаги, отмечает старший аналитик информационно-аналитического агентства Whatwood Марина Зотова: «Это вполне объяснимо: век газетной бумаги уходит. И чтобы сохранить бизнес и рабочие места, комбинаты меняют стратегии». Госпожа Зотова приводит статистику, по которой производство газетной бумаги в РФ за восемь месяцев снизилось на 4%, а ее экспорт упал на 21%.
Цены на макулатуру и целлюлозу и, соответственно, картон на мировом рынке начали активно расти с конца 2020 года. Так, стоимость макулатуры к середине года выросла более чем в 1,5 раза. В России стоимость упаковочного картона с декабря росла на 5–15% ежемесячно (к середине года он подорожал на 35–50% в зависимости от производителя). На рынке объясняют такую динамику в основном дефицитом макулатуры на фоне роста спроса на упаковку из-за перехода покупок в онлайн в пандемию.
Увеличение стоимости картона создало проблемы и на рынке упаковки (см. “Ъ” от 17 марта). Исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков говорил ранее, что вместо недели поставщики упаковки могут изготавливать заказ до двух недель. По его словам, цены на упаковку за последний год выросли на 30%, а с декабря ежемесячно увеличиваются на 5–15%. Стоимость гофротары выросла на 30%, если сравнивать сентябрь с январем, рассказали “Ъ” в Национальном союзе производителей молока. Вместе с ростом цен на другие упаковочные материалы, подчеркнули там, это повлияло на стоимость продукции.
Валерия Лебедева, Ольга Мордюшенко
Источник: kommersant.ru