Конференцию открыл Александр Оськин, вице-президент СППИ ГИПП по распространению печатной продукции, который обозначил основные проблемы распространения прессы, вызванные эпидемией коронавируса, падением спроса населения на печатные СМИ по причине введения локдауна и режима самоизоляции, и ухудшения экономического положения значительной части граждан России. Он предложил всем участникам конференции выдвигать новые идеи и концепции по преодолению кризиса в отрасли и укреплению экономики предприятий, распространяющих прессу.
С докладом «Дистрибуция прессы в России сегодня и завтра» выступил Олег Бережной, генеральный директор ГК «Кардос». Он рассказал о тех вызовах, с которыми сталкивается дистрибуция прессы сегодня – снижение спроса и объективное старение категории граждан, приобретающих прессу в киосках, отрицательная рентабельность киосков прессы, рост затрат на зарплату сотрудников, экономический кризис и уменьшение доходов населения. Наиболее эффективным способом решения усложняющейся ситуации на рынке Олег Бережной назвал консолидацию рынка печатной прессы вокруг издательского сообщества: «Если 4-5 лет назад всё зависело от властей, то сейчас акцент переходит на издателей». Он отметил, что дистрибуторам прессы сегодня как никогда необходима поддержка издателей, в частности, в изменении системы договорных отношений с распространителями печатной продукции. Главным аргументом в пользу нежизнеспособности действующих сегодня договоров «Купли-продажи» стала их неэффективность и неготовность к современным вызовам, поскольку формировалась данная система еще в период СССР, когда пресса была высокорентабельным товаром. Перспективным решением в этой связи докладчик выделил сотрудничество по системе т. н. «агентских» договоров, или договоров «комиссии», когда издатели берут на себя все расходы от торговли в объекте и обязываются выплачивать распространителям фиксированный процент от оборота, а дистрибутор переходит под его управление. Олег Бережной резюмировал, что, хотя сейчас о полном переходе к договорам «комиссии» говорить пока рано, осложнившаяся в стране закостенелая система отношений издателей и дистрибуторов нуждается в коррекции и реформировании.
Александр Оськин поддержал основные идеи и предложения докладчика, подчеркнув особое значение для отечественной медиаиндустрии в изучении и внедрении опыта европейских стран в работе на рынке прессы по «агентским» договорам между издателями и дистрибуторами прессы.
Затем состоялась активная и плодотворная дискуссия участников конференции. На ней в частности отмечалось, что проблемы, с которыми сталкивается российский рынок периодической печати характерны в том числе и для пространства СНГ. Также прозвучали важные идеи в части максимального сокращения всех издержек в деятельности дистрибутора за счет оптимизации сотрудничества с издателем, наращивания сотрудничества с органами государственной власти как это успешно происходит в некоторых регионах, внесении реализации прессы и книг к категории социально значимого предпринимательства, снижения ставки НДС для реализации прессы и необходимости индивидуального подхода в решении проблем взаимодействия издателей и дистрибуторов прессы.
В дискуссии приняли участие: Ирина Дегтярёва – заместитель генерального директора ИД «Комсомольская правда», Сергей Гаврилов – президент НСРП «Союзпечать», Андрей Авдонин – генеральный директор ИД «Мир новостей», Олег Нигай – директор издательства «Мир Новостей Узбекистан», Андрей Богданов – генеральный директор ООО «Сейлс», Юрий Таранцов – генеральный директор ООО ИД «Свободная пресса», Игорь Тимофеев – генеральный директор ООО «Сегодня-Пресс- Воронеж», Альфред Хакимов – генеральный директор «Коммерсантъ-пресс», Сергей Цыганов – исполнительный директор ИД «Собеседник», Алексей Ларин – заместитель генерального директора ООО «АНТАРЕС» и Павел Мирошников – и.о. Президента СППИ ГИПП.
В ходе выступлений были высказаны конкретные предложения по мерам, направленным на поддержку и развитие отрасли, в том числе:
- назвать 2023 год «Годом прессы» и максимально сосредоточиться на поддержке и развитии всей отечественной медиаиндустрии (Игорь Тимофеев);
- провести эксперимент с внедрением европейской модели сотрудничества издателей и дистрибуторов прессы на базе агентских договоров в одном из регионов РФ (Сергей Цыганов);
- провести эксперимент с переоборудованием киосков прессы в формат павильонов с реализацией широкого ассортимента мультимедийной продукции, прессы и товаров народного потребления (Юрий Таранцов);
- предложить Правительству РФ отнести реализацию прессы и книг к категории социально значимого предпринимательства для сохранения стабильных отчислений НДС (Андрей Богданов);
- разработать новые «правила игры» на рынке печатной прессы, которые должен сформулировать производитель товара т.е. издатель (Сергей Гаврилов);
- создать рабочую группу для детального анализа всех рисков и перспектив от перехода к новой системе договоров «Комиссии» между издателями и дистрибуторами с точки зрения минимизации потерь для издательской деятельности (Ирина Дегтярёва);
- подготовить поправки к действующему законодательству в части отнесения печатной продукции к категории социально значимого товара (Андрей Авдонин);
- провести отраслевое совещание дистрибуторов прессы по вопросам оптимизации взаимодействия и консолидации усилий на рынке прессы (Павел Мирошников)
Подводя итоги конференции Александр Оськин поблагодарил всех собравшихся за активную работу, подчеркнув большое значение предложенных конкретных мероприятий по поддержке и развитию системы распространения прессы в стране, а также совершенствование взаимодействия издателей и дистрибуторов прессы в целях дальнейшего развития и укрепления отечественной медиаиндустрии.
Пресс-служба СППИ ГИПП
Конференция СППИ ГИПП по проблемам дистрибуции периодической печати
18 ноября в помещении пресс-центра ИД «Аргументы и факты» состоялась конференция СППИ ГИПП «О мерах по восстановлению дистрибуции тиражей печатных изданий в посткризисный период». В ней приняли участие ведущие издатели и дистрибуторы прессы страны, включая коллег из-за рубежа. Работа конференции проходила в онлайн и офлайн режимах с параллельной трансляцией на платформе YouTube.