С приветственным словом выступил модератор мероприятия Евгений Абов – вице-президент СППИ ГИПП по вопросам международного сотрудничества и цифровых технологий, член правления Всемирной информационно-издательской ассоциации WAN-IFRA. Евгений Абов отметил, что сегодняшнее обсуждение возможностей онлайн-подписки во многом обусловлено тем кризисом, в котором находится розничное распространение прессы по причине пандемии и сокращения покупательского трафика. Он предложил представителям издательских домов поделиться своим опытом работы в онлайн среде и рассказать, как издатели осваивают интернет и какие перспективы они видят в этом направлении.
Заместитель генерального директора издательского дома «Комсомольская правда» – Ирина Дегтярева рассказала, что несмотря на абсолютный рост, демонстрируемый продажами книжной продукции в онлайне, прессу едва ли ждут позитивные перспективы на этом направлении, что связано с низкой стоимостью газетно-журнальной продукции относительно дорогой доставки. По её словам, несмотря на то, что издатели занимаются развитием собственных онлайн-ресурсов, они ограничены исключительно собственной аудиторией. В этой связи растет важность плотного сотрудничества с АО «Почта России» для привлечения дополнительной аудитории других издательств, сотрудничающих с почтовым ведомством – заключила Ирина Дегтярева.
В аспекте сотрудничества с АО «Почта России» директор по дистрибуции ИД «Лев» – Борис Сапожников, добавил, что в настоящее время Почтой России ведётся расширение собственного сайта для создания обширного каталога, который позволил бы развернуто представить продаваемые на нем печатные издания. Он рассказал, что онлайн-подписка ИД «Лев» на почте демонстрирует ежегодный рост из-за чего цена на детские подписные издания ниже розничных в среднем на 30-40%. Подобный рост онлайн-подписки достижим при правильной раскрутке подписки в социальных сетях и других ресурсах, в то время как для маркетплейсов недорогая продукция интереса не представляет – считает Борис Сапожников. Корпоративный директор по маркетингу медиахолдинга Independent Media – Ольга Боброва поделилась опытом работы с ведущими маркетплейсами страны – Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, и службами доставки – Самокат, Delivery. Кроме того, выступающая рекомендовала издателям обратить внимание на реализацию печатной продукции через интернет-ресурсы крупных ритейловых сетей (Х5 Retail Group, «Ашан Ритейл Россия» и др.) как на перспективный канал онлайн-продаж. По наблюдениям Independent Media зачастую продажи через альтернативные источники успешно компенсируют падение объемов продаж печатной продукции в рознице. Выступивший в онлайн режиме генеральный директор ИД «Коммерсант-Пресс» – Альфред Хакимов, в этой связи отметил, что эффективно продаваться на маркетплейсах смогут только те издатели, которые реализуют непериодическую продукцию, либо продукцию длительного периода использования.
В ходе дискуссии коммерческий директор ООО «ТДС» – Антон Волков добавил, что, несмотря на простоту использования и большие возможности для продвижения на данных ресурсах, позитивные перспективы на этих платформах появятся только в том случае, если для издателей будут сформулированы индивидуальные условия сотрудничества ввиду особой специфики их продукции. Он отметил, что пока маркетплейсы не выделят прессу в отдельную категорию со специальными условиями работы и тарифами, газетам и журналам будет сложно наращивать там весомые объемы. Все присутствующие единогласно поддержали необходимость выработки общих индустриальных предложений для эффективного сотрудничества с этими ресурсами. Вместе с тем, вице-президент СППИ ГИПП, сопредседатель экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минцифры России – Вячеслав Керов, выступая в режиме онлайн, обратил внимание на то, что при всех достоинствах озвученные каналы реализации являются лишь механизмами разовой покупкой, которая не имеет отношения к подписке на длительный период. По его мнению, основная проблема в работе с онлайн-подпиской на Почте заключается в отсутствии издательской консолидации в продвижении подписки на печатные издания. В ходе дискуссии была высказана идея, что на сегодняшний день «Почта России» является ключевым партнером в сфере онлайн-подписки в том числе и из-за того, что в перспективе она может стать своего рода профильным «издательским маркетплейсом» с неограниченным логистическим ресурсом.
Об интересном опыте по онлайн-продажам электронных версий периодических печатных изданий участникам круглого стола рассказал Дмитрий Ушанов – директор по продажам и маркетингу ООО «ИВИС». Он представил издателям современный онлайн-каталог PressReader, на котором читатель может не только разово приобрести нужный выпуск газеты или журнала в электронной версии, но и подписаться на получение последующих выпусков издания. Несмотря на то, что сейчас подобные ресурсы концентрируются в большей степени на оцифровке печатных изданий для юридических лиц (библиотечные фонды, коммерческие и государственные структуры), данная система может стать перспективной платформой для издателей в реализации своей продукции в подписку и розницу. В частности, одним из достоинств такого проекта Дмитрий Ушанов назвал обширный архив ресурса, где пользователь может найти и купить интересующую его российскую или зарубежную газету вплоть до прошлого столетия.
Вице-президент СППИ ГИПП по распространению печатной продукции – Александр Оськин остановился на проблемах подписки на прессу. Он процитировал прозвучавшее в рамках PublishingExpoвыступление заместителя директора Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры РФ – Светланы Дзюбинской, на котором она представила данные по текущей подписке в 2021 году: плотность подписки в России за прошлый год упала с 64 до 57 подписчиков на 1000 жителей, а подписные тиражи сократились на 11%, тогда как обороты АО «Почты России» снизились только на 1%. Александр Оськин отметил, что подобная скорость падения подписки не наблюдалась ни в одной европейской стране и выразил надежду в возобновление государственного субсидирования Почты России на доставку подписных изданий населению сельских и отдаленных регионов России. Он также выразил удовлетворение в связи с тем, что генеральный директор АО «Почта России» Максим Акимов также высказывался за возобновление государственных субсидий на подписку на прессу. Данная форма распространения периодической печати является стратегически важной для нашей страны в контексте укрепления информационной безопасности – подчеркнул Александр Оськин.
Подводя итоги заседания круглого стола, Евгений Абов поблагодарил всех участников за активную дискуссию и обмен передовым опытом, суммировав все выдвинутые предложения по консолидации издательской индустрии в решении отраслевых задач по развитию подписки на СМИ в частности с использованием новейших технологий, отметив, что все озвученные на мероприятии инициативы реальны и достижимы в совместной работе издательского сообщества.
Пресс-служба СППИ ГИПП