Р Е З О Л Ю Ц И Я
XХI Городского отраслевого форума печати «Актуальные вопросы издания и распространения периодической печати и книжной продукции»
Москва, Новый Арбат, 36 24 ноября 2021 года
Участники XXI Городского отраслевого форума печати обсудили актуальные вопросы издания и распространения периодической печатной и книжной продукции в городе Москве. Деятельность издателей и распространителей периодики и книг носит социально значимый характер и направлена в целом на обеспечение конституционных прав граждан на получение информации, на информирование москвичей о жизни города. Сегодня печатная индустрия переживает непростой период, связанный с необходимостью эволюционных изменений, поиском новых доходов и адаптацией к работе в цифровой среде. Несмотря на все сложности, большинство редакций СМИ, полиграфисты, распространители, издательства и предприятия книжной индустрии продолжают свою работу и выполнение важной социальной и культурной отраслевой задачи. Необходимо высоко отметить бесперебойную работу московских СМИ в доведении до жителей оперативной информации о борьбе с пандемией, сохранении здоровья, необходимости вакцинации, мерах по обеспечению социально-экономической стабильности как города, так и страны в целом. Правительство Москвы оказывает меры поддержки отрасли в период пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что позволяет сохранить рабочие места и работоспособность городской системы издания и распространения печатной продукции. Участники Форума отмечают следующие тенденции на московском рынке: - Сохранение значимой роли печатных средств массовой информации в информационном пространстве города Москвы. - Необходимость своевременной адаптации к изменяющейся рыночной среде и меняющимся запросам и предпочтениям аудитории во всех отраслевых сегментах, что является ключевым фактором для устойчивости и развития бизнеса. - Активный рост digital-проектов и digital-рекламы в издательском сегменте. - Сокращение тиражей, количества выходов, закрытие ряда издаваемых и распространяемых периодических изданий, в том числе в связи с пандемией, падение выручки в среднем на 1 НТО «Печать». - Специфику более развитого в московском регионе сегмента бесплатного распространения прессы. - Превышение в городе Москве установленного минимального норматива обеспеченности киосками по распространению периодической печати.
2
- Продолжающуюся концентрацию полиграфического производства в московском регионе. - Дефицит полиграфических мощностей книжного производства. - Постоянный рост цен на все компоненты полиграфического производства, включая бумагу. - Ухудшение показателя обеспеченности жителей Москвы книжными магазинами по сравнению с 2020 годом вследствие закрытия книжных магазинов в период пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). - Рост рынка цифровой дистрибуции в книжном сегменте, доли скачивания электронных книг в сети Интернет по сравнению с 2020 годом. - Рост розничных цен во всех форматах торговли книгами и периодикой.
Участники Форума: 1. Поддерживают усилия Правительства Москвы, направленные на популяризацию и пропаганду чтения, в том числе поддержку средств массовой информации, значимых отраслевых мероприятий – выставок, конференций, фестивалей и т.д.
2. Выражают готовность продолжить активный диалог с Правительством Москвы по вопросу усовершенствования системы распространения прессы в городе, подготовки концепции ее развития, внедрению новых технологий и инновационных услуг для населения.
3. Обращаются к руководству города с просьбой о поддержке отрасли и принятии конкретных мер по следующим направлениям:
3.1. Сохранение практики поддержки издания и распространения периодической печатной и книжной продукции. 3.2. Продолжение работ по мониторингам московского рынка печатных СМИ и полиграфии, распространения периодической печати и логистических услуг, состояния книжного рынка. Ежегодное проведение мониторинга рынка информационных онлайн ресурсов в Москве. 3.3. Совместно с отраслевым сообществом на постоянной основе отслеживать воздействие пандемии на экономику отрасли, по результатам содействовать принятию соответствующих решений. 3.4. С учетом предложений отраслевого сообщества рассмотрение вопроса оптимизация сети НТО «Печать», расположенных на территории города Москвы с учетом соблюдения установленного минимального норматива обеспеченности НТО «Печать». 3.5. Совместно с отраслевым сообществом продолжение работы по актуализации схемы и оценки мест размещения НТО «Печать», в т.ч.: - в зонах дефицита объектов печати: новых станций метро, ТПУ, МЦК, МЦД, РЖД, на территориях проведенного благоустройства; - проведение комиссионной оценки для выработки предложений по
3
предоставлению компенсационных мест в случае изменения градостроительной ситуации для исключений невостребованных мест размещения с целью обеспечения бесперебойной работы сети НТО «Печать». 3.6. Сохранение размещения НТО «Печать» вид «Пресс-стенд» и других мобильных типов НТО «Печать» на территории города в местах дефицита объектов печати в зонах высокого пассажирского траффика с учетом их модернизации и расширения ассортимента. 3.7. Проработка предложений отраслевого и предпринимательского сообщества в части проведения экспериментов по внедрению новых моделей НТО «Печать», в т. ч. павильонов. 3.8. Проработка совместно с отраслевым и предпринимательским сообществом предложений по размещению на территории города нового типа НТО «Книги». Проведение эксперимента по эксплуатации опытных образцов. 3.9. Проработка предложений отраслевого и предпринимательского сообщества по модернизации НТО «Печать», расширению ассортиментной политики и услуг, в том числе по введению дифференцированного ассортимента, возможности комплексной специализации, дифференцированного подхода к определению минимальной начальной цены договора, по предоставлению городских сервисов через НТО «Печать», включая их визуализацию и планограммы. 3.10. В целях создания социокультурного пространства в городе – продвижение книги как одного из основополагающих элементов культуры путем организации серии мероприятий по продвижению чтения с участием ведущих издательств, книготорговых организаций с привлечением широкой общественности. 3.11. Продолжение реализации мер, направленных на поддержку чтения через городские СМИ и путем размещения социальной рекламы.
Участники Форума выражают уверенность в продолжении эффективного взаимодействия исполнительной власти города с профессиональными отраслевыми объединениями издателей и распространителей периодической печатной и книжной продукции.
Источник: mos.ru