В заседании Круглого стола приняли участие руководители цифровых, маркетинговых и юридических служб издательских домов, эксперты в области авторских и смежных прав в цифровой среде, представители отраслевых общественных объединений.
В начале заседания его модератор Евгений Абов, вице-президент СППИ ГИПП, отметил, что отраслевой Союз предлагает решать рассматриваемые проблемы не с точки зрения «атаки» издателей на интернет-платформы, а с точки зрения поиска взаимных договоренностей, компромисса для выравнивания баланса в распределении выгод от использования издательского контента на платформах IT-гигантов.
Участникам Круглого стола было предложено ответить на несколько вопросов, в том числе:
- Верно ли утверждение о несправедливом, дискриминационном характере распределения выгод от использования агрегаторами издательского контента?
- Следует ли учитывать разницу между платформами, которые сами проактивно индексируют и размещают у себя «чужой» контент (например, поисковики), и платформами, на которые создатели собственного контента его самостоятельно выкладывают?
- Что является более эффективным: коллективное соглашение издателей с интернет-платформами или индивидуальные, прямые договоренности интернет-платформ с каждым заинтересованным СМИ?
- Насколько существующее законодательство об авторских и смежных правах работает на то, чтобы издатели могли получать за свой контент адекватное вознаграждение?
Все участники дискуссии признали, что проблема справедливого распределения доходов от созданного ими контента существует и, более того, она будет со временем обостряться. Безусловно, существуют пробелы, точнее, «серые зоны» в законодательстве об авторских и смежных правах, а также в российском антимонопольном законодательстве. Многие говорили о том, что интернет-платформы строят отношения с издателями на жесткой основе, предлагают непрозрачные схемы монетизации контента, часто самостоятельно меняют алгоритмы и уходят от прямого конструктивного диалога.
Было отмечено, что для решения обозначенных проблем необходимо внесение комплексных изменений в действующее законодательство, принимая во внимание то, что основные законы и правила в сфере антимонопольного регулирования, авторских и смежных прав во многих случаях принимались в доцифровую эпоху. Кроме того, большинство интернет-гигантов, с которыми работают российские издатели, иностранного происхождения: они не в полной мере привязаны к национальным юрисдикциям, так или иначе ускользают от национального антимонопольного и иного регулирования. Без изменений в законах издатели не могут требовать от интернет-агрегаторов заключения с ними соглашений о правилах использования контента. В свою очередь, издатели издатели должны сформулировать и предоставить юристам свое видение проблем и способов их решения.
Важный вывод, к которому пришли участники Круглого стола, был в том, что определяющими факторами успеха в урегулировании взаимоотношений издателей и интернет-платформ будет консолидированная позиция издательского сообщества и помощь со стороны государства.
Пресс-служба СППИ ГИПП