Опыт урегулирования отношений издателей с IT-компаниями за рубежом

30 ноября СППИ ГИПП при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций провел круглый стол «Правовая основа взаимоотношений издателей и IT-компаний при использовании издательского контента в интернете».

 

На Круглом столе его участники говорили о проблемах, связанных с правовым обеспечением взаимоотношений издателей и IT-компаний. Они отмечали, что в мире уже имеется определенный опыт антимонопольного регулирования деятельности интернет-гигантов, анализ которого имеет важное значение для решения этой проблемы в нашей стране.

В октябре 2020 года подкомитет Конгресса США по антимонопольному регулированию выпустил доклад с выводами о монопольном положении Facebook, Google, Amazon и Apple и дал рекомендации, каким образом эти технологические платформы должны устранять очевидные нарушения правил конкуренции.

В Европейском Союзе Статьи 11 и 13 Директивы «Об авторском праве» (2019 год) подтвердили прямое авторское право издателей печатной прессы на свои материалы. Интернет-платформам вменено в обязанность получать разрешения европейских печатных СМИ на показ их контента и выплачивать им авторское вознаграждение. Положения Директивы нацелены на сокращение сложившихся диспропорций в объемах выгоды, извлекаемой платформами и печатными издателями. Там же содержится требование, чтобы веб-сайты, размещающие пользовательский контент, принимали «эффективные и пропорциональные» меры по предотвращению несанкционированного размещения защищенного авторским правом контента или несли ответственность за действия своих пользователей.

Франция первой включила положения упомянутой Директивы ЕС в национальное законодательство. 13 июля 2021 года антимонопольный регулятор Франции оштрафовал Google на €500 млн за то, что компания не выполнила вынесенное в апреле 2020 года решение о том, что она должна заключить соглашения со СМИ о выплатах за использование их контента, чтобы на законных основаниях продолжать его размещение в сервисе Google News.

В Австралии в июле 2020 года вышел закон, принуждающий Facebook и Google к переговорам о возмездных условиях использования контента печатных СМИ: ввести авторскую выплату издателям, делиться с ними данными о пользователях и рекламными доходами. Фейсбук вынужден был пойти на компромиссы, столкнувшись с однозначной поддержкой издателей со стороны правительства Австралии.

Участники Круглого стола отметили, что антимонопольное регулирование и законодательство об авторских и смежных правах в указанных странах удалось изменить во многом благодаря позиции национальных правительств и парламентов. Важно также и то, что издатели в зарубежных странах сочли коллективное движение более рациональным и продуктивным в сравнении с односторонними договоренностями и с призывами к защите свободы слова и журналистики.

Участники мероприятия также высказали мнение, что в России вряд ли удастся просто скопировать зарубежный опыт. Потребуются собственные алгоритмы выхода на понимание со стороны государства и компромиссы с агрегаторами.

Пресс-служба СППИ ГИПП

У вас недостаточно прав для комментирования