На улицы российских городов вновь возвращаются киоски. Региональные власти отказываются от прежних планов по демонтажу ларьков, к внешнему виду которых ещё недавно возникало немало претензий, и даже разрабатывают новые стратегии развития этого формата бизнеса. У нынешнего тренда есть и побочный эффект – подобная уличная торговля зачастую существует бок о бок с коррупцией и криминалом.
В ряде регионов обсуждают ларёчный ренессанс. Экономический кризис вынудил и предпринимателей, и чиновников реанимировать формат торговли, о котором жители большинства крупных городов уже начали забывать. По мнению экспертов, ларьки призваны решить две задачи: обеспечить россиян товарами первой необходимости по приемлемым ценам и предоставить людям рабочие места, которые сегодня в буквальном смысле на вес золота.
Ларёчный ренессанс
Количество нестационарных торговых объектов (НТО) в Пермском крае должно увеличиться на 10 процентов по сравнению с показателем 2020 года. Об этом заявил руководитель Пермского УФАС России Александр Плаксин. По данным городского департамента экономики и промышленной политики, сегодня в регионе функционируют 900 объектов нестационарной торговли, 230 из них расположены на придомовой территории. Несколько лет назад именно в Перми власти активно сносили киоски. Зачистка была массовой, несмотря на протесты местного предпринимательского сообщества.
Глава Пермского регионального отделения Ассоциации малоформатной торговли Сергей Зекунов утверждает: в условиях нестабильной экономической ситуации необходимо дать полную свободу НТО, чтобы предприниматели могли помочь населению получить необходимые товары в шаговой доступности с минимальными торговыми наценками и ценами. В частности, Зекунов предложил установить мораторий на применение требований к внешнему виду для всех законно установленных НТО до конца 2023 года.
Меняются настроения и в Новосибирске. Недавно власти города объявили о демонтаже более 500 киосков в 2022 году в рамках подготовки к чемпионату мира по хоккею среди юниоров (последний, к слову, уже отменили на фоне ситуации на Украине). Речь шла о нестационарных торговых объектах, которые в основном располагались на гостевых маршрутах.
Теперь на это решение ввели мораторий, ларьки и торговые павильоны как минимум до конца года сносить не будут.
Не будут и красить их в один цвет для создания дизайн-кода. Как говорят представители власти, это нужно для поддержки малого и среднего бизнеса.
В Воронеже отложили масштабное обновление киосков из-за напряжённой экономической обстановки, а в Смоленске при администрации города создали специальную рабочую группу по разработке концепции нестационарных объектов.
Очевидно, что речь идёт о новом тренде в кардинально изменившихся экономических условиях. Можно вспомнить, как в 2015 году в Москве решили демонтировать все киоски. Впоследствии снос торговых павильонов прошёл в 2016 году. В два захода было снесено в общей сложности более 200 построек. И вот теперь – новый поворот в этой истории.
Мясо и носки
Президент Коалиции киоскёров, глава Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов осторожен в прогнозах. В беседе с «Октагоном» он признал, что было бы странным в нынешней ситуации ломать действующие торговые объекты, уничтожать бизнес, а также торговые места и каналы сбыта. Он считает, что власть должна наконец повернуться лицом к отрасли:
– На мой взгляд, такие перемены должны быть, хотя пока темпы изменения ситуации в отрасли оставляют желать лучшего. Никто ведь не предлагает возвращаться в 90-е годы. Мы не ведём речи о ржавых ларьках: это могут быть всякого рода современные павильоны, небольшие пассажи, как стационарные, так и нестационарные, торговые галереи, которые выглядят современно и достойно.
Эксперт полагает, что для безоговорочного возврата к ларькам и киоскам нужны внятные действия со стороны власти. Например, больше трёх лет висит законопроект Минпромторга, который по неизвестным причинам был заблокирован. Ведомство разработало документ, позволяющий на легальных основаниях вернуть в крупные города автолавки и ларьки. В министерстве утверждали, что развитие нестационарной и мобильной торговли дополнительно создаст до 250 тыс. рабочих мест.
Признаки возврата к старому торговому формату обнаружил и генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. У этой истории есть два ключевых момента, говорит он.
– Первый аспект – положительный. Мы, вероятно, наблюдаем попытку перезапустить экономику с учётом привлечения малого и микробизнеса. Это самый адаптивный к вызовам бизнес – он выживает, словно тараканы, даже в наиболее тяжёлые времена. Второй аспект – неизбежная маргинализация отрасли. До недавнего времени мы шли по пути цивилизованной торговли: ужесточались требования, вводились системы маркировки, ЕГАИС, которые обеспечивали прозрачность как для потребителей, так и для фискальных органов. В итоге сила крупных ретейлеров нарастала, – рассказал изданию Федяков.
В качестве примера он привёл ситуацию в Санкт-Петербурге, где на долю 10 ретейлеров приходится более 80 процентов рынка продуктов питания. В итоге, говорит эксперт, многие производители и поставщики не смогли найти площадки для своих товаров, некоторые были вынуждены обанкротиться.
Собеседник предположил: возврат такого формата торговли почти наверняка обернётся нарушением правил и стандартов в сфере, продажей алкоголя в ночное время.
Федяков полагает, что в отрасль вновь вернётся криминал: не секрет, что ранее многие подобные торговые объекты контролировались криминальными группировками; также им покровительствовали силовые органы на местах.
– Конечно, это откат в прошлое, потому что сегодня есть устойчивый спрос на маргинализацию. Поверьте, совсем скоро мы будем видеть и ларьки, и уличные развалы, и «жигули» с открытыми багажниками, где будут продавать мясо, жевательные резинки и мужские носки. Товары окажутся в два-три раза дешевле, чем в магазинах, а значит, и спрос будет, – заверил Федяков.
Правила игры
Участники отрасли призывают не сгущать краски и посмотреть на обозначившийся тренд с иных позиций. По мнению президента Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрея Карпова, не стоит отказываться от выработки единых требований к внешнему виду ларьков:
– Это необходимо для того, чтобы не случился откат к 90-м годам, когда зарешеченные фургончики выполняли функции торговых павильонов. Например, современные фудтраки, появившиеся в российских городах, априори выглядят вполне прилично.
Карпов отмечает, что подобный торговый разворот, который становится всё более заметным, вписывается в политику федерального Минпромторга.
В двух компаниях – производителях торговых павильонов «Октагону» подтвердили, что за последние две-три недели увеличилось число заказов на изготовление киосков. Сотрудник одной из организаций сообщил, что особым спросом пользуются наиболее бюджетные конструкции:
«На рынок возвращаются те, кто ранее уже имел опыт работы в отрасли, а также предприниматели, имевшие магазины. Сейчас это уже накладно, в том числе с точки зрения налоговой нагрузки, и многие просто не тянут. Думаю, что в ближайшие пару месяцев мы сможем понять, насколько устойчивым окажется спрос на ларьки».
Представители отрасли утверждают: развитие нетрадиционной розницы в сложившихся сегодня экономических реалиях потребует решения ряда проблем. В числе таковых обеспечение дешёвого и быстрого подключения к сетям (хотя бы к электричеству и канализации), а также разработка типовых архитектурных и дизайн-решений, которые устраивали бы населённые пункты.
– Требуется просто политическая воля к развитию такой формы торговли, понимание её важности, а не восприятие киосков как устаревшего решения. Ну и, конечно же, необходимы гарантия права собственности на объекты и постоянные правила игры в течение хотя бы 10 лет. Не хочется, чтобы в нынешней ситуации малый бизнес вкладывал последнее в то, что может своим решением снести любой мелкий чиновник, – заявила изданию руководитель консалтингового агентства Bright Consulting Мария Яшенкова.
Также, говорит она, было бы логично, если бы приоритетное право возведения киосков предоставили именно малым производителям для продажи своего продукта, а не просто перекупщикам, как это было в 90-х.
Источник: octagon.media