VK и «Яндекс» выступают против законопроекта о рекомендательных алгоритмах, который даст возможность их отключать, выяснил «Коммерсантъ». Компании опасаются, что отказ пользователей от рекомендаций серьезно ухудшит их позиции. Эксперты ожидают, что опцию при возможности отключит до трети пользователей.
Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на трех собеседников на IT-рынке. Компании опасаются ухудшения своих позиций при предоставлении возможности пользователям отключать рекомендации. Эксперты прогнозируют, что ей могут воспользоваться до трети пользователей — столько же отключают рекламные баннеры на сайтах.
По словам источника газеты, близкого к Госдуме, в пятницу, 27 мая на экспертном совете партии «Единая Россия» будет обсуждаться законопроект о регулировании рекомендательных сервисов онлайн-платформ. После обсуждения проект предполагается внести на рассмотрение в парламент. Проект разработал заместитель председателя думского комитета по информационной политике Антон Горелкин. По нему онлайн-платформы обяжут обеспечить пользователям возможность отключения алгоритмов, которые специально подбирают контент, доступный в персональной ленте, и предупреждать о применении рекомендаций.
Требование, согласно законопроекту, предлагается распространить на соцсети, новостные и поисковые агрегаторы, аудиовизуальные сервисы, в том числе видеохостинги. Как рассказал один из собеседников газеты, в случае с «Яндексом» новые нормы затронут поисковик. По его словам, регулирование рекомендательных алгоритмов поисковых систем избыточно — они уже регулируются отдельными законами и на них наложены обязанности при распространении информации. Другой собеседник добавил, что из-за возможности отключения рекомендаций пользователями может резко снизиться время, проводимое ими во всех сервисах компании.
Источник в крупной IT-компании рассказал, что VK опасается, что требования помешают развитию новой платформы «VK Видео». Ее планируется запустить в качестве отдельного приложения до конца года, уточнил он. «Одним из основных преимуществ платформы должен стать рекомендательный алгоритм, способный соперничать с YouTube», — добавил собеседник.
Такой алгоритм уже используется в сервисе «VK Клипы» (аналог TikTok). По данным из презентации технического директора «VK Видео» Александра Тоболя для разработчиков, 97% просмотров коротких роликов в «VK Клипах» приходится на рекомендации. В «VK Видео» алгоритмы используются в том числе для генерирования обложек роликов, отмечается в презентации. Для одного и того же видео «умные» обложки повышают конверсию до 15% против 0,5% при случайном выборе кадра.
В VK и «Яндексе» отказались от комментариев, Антон Горелкин на вопрос, как отрасль отнеслась к законопроекту, не ответил. Авторы законопроекта взяли за основу китайский опыт — аналогичные нормы начались действовать в Китае. В России их обосновали способностью рекомендательных алгоритмов вызывать «аномальный интерес к товарам и влиять на общественное мнение».
Антон Горелкин уверял, что хуже всего ситуация с видеосервисом Google — YouTube, который «участвует в информационной войне». «Ему достаточно перенастроить рекомендательные алгоритмы, чтобы антироссийский контент доставлялся не только тем, кто интересуется политикой, а максимально широкому кругу», — отмечал разработчик законопроекта.
Ограничение рекомендаций снизит возможности платформ адекватно подбирать видео, то есть людям будет неинтересно пользоваться сервисами, объяснила сопредседатель комитета по нативной рекламе Ассоциации развития интерактивной рекламы Анна Доскач. Она назвала системообразующим фактором то время, которое пользователь проводит на платформе. Доля пользователей, которая откажется от рекомендаций, по мнению эксперта, будет зависеть в первую очередь от заметности кнопки отключения. Эксперт добавила, что в ее оценке можно ориентироваться на долю пользователей, блокирующих рекламные баннеры — «примерно треть».
Источник: forbes.ru