Рунет выживает за счет электронной коммерции

Вклад рунета в экономику РФ по итогам года составит 10,5 трлн руб., что выше уровня 2021-го на 11%, следует из прогноза Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК).

Эксперты называют это признаком кризиса, ведь рост резко замедляется, а последствия санкционного противостояния уже ощутили и блогеры, и рекламодатели. Хотя не они формируют интернет-экономику страны, а электронная коммерция. Ее сегмент вырастет, по прогнозам, почти до 10 трлн руб., доля на рынке достигнет 95%. Импульс онлайн-торговле может дать параллельный импорт. Кроме того, ожидается рост сегмента облачной и иной IT-инфраструктуры, но не обойдется без проблем, связанных с перебоями в поставках комплектующих, оборудования, с уходом крупнейших игроков.
По итогам прошлого года вклад экономики рунета в экономику России составил более 9,4 трлн руб. В этом году показатель вырастет на 11%, то есть примерно до 10,5 трлн руб., следует из данных РАЭК. Такой рост они назвали кризисным – «всего» 11% после увеличения по итогам 2021-го на 42%.

Как сообщил директор РАЭК Сергей Плуготаренко, «у рунета всегда были позитивные темпы роста». «Кризисы случались. Но что такое кризис для рунета? Это не падение выручки, а падение темпов роста», – пояснил он.

На фоне нового санкционного обострения пострадавшими сегментами рунета стали маркетинг и онлайн-реклама, а также цифровой контент. В первом случае по итогам 2022 года прогнозируется падение сразу на 50%, до 216 млрд руб. Хотя в прошлом году сегмент увеличился на четверть.

Во втором случае ожидается еще более глубокий спад по итогам 2022-го – на 60%, до 61 млрд руб. Для сравнения: в 2021-м рост в этом сегменте составлял около 24%, что было признаком надвигающегося охлаждения, так как темпы роста замедлялись.

А расти вопреки всему в этом году, по прогнозу РАЭК, будет, например, сегмент электронной коммерции: рост теперь составит 15% против прошлогодних 44%. На этот сегмент будет приходиться теперь почти 10 трлн руб., тем самым доля электронной коммерции внутри рунета достигнет уже 95%. В данном случае учитывается прежде всего онлайн-ретейл, рынок электронных и иных услуг в интернете, C2C-торговля, то есть сделки между конечными потребителями.

Онлайн-покупки стали повседневностью, развивается сервис экспресс-доставки, все это в плюс данному рынку, большую часть которого занимают маркетплейсы. Лидерами в товарных категориях эксперты РАЭК называют бытовую технику, электронику, одежду, обувь, а по темпам роста – продукты питания и товары повседневного спроса.

Как отметил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев, несмотря на высокую базу, этот рынок в России все же продолжает расти. «Например, в первом квартале 2022 года внутренний рынок электронной коммерции вырос на 59% год к году. Доля в общем товарообороте уже сейчас превышает 11%, – сообщил «НГ» Караваев. – Торговые сети – члены АКОРТ, в свою очередь, также продолжают развивать собственные онлайн-каналы, улучшать и расширять предложение для клиентов в сегменте e-commerce и e-grocery (электронной коммерции и продажи товаров повседневного спроса. – «НГ»)».

По его данным, продолжает расти объем продажи продовольственных товаров, кроме того, спросом при покупках онлайн пользуются одежда и обувь, а также мелкая бытовая техника и детские товары. При этом Караваев указал на перераспределение рынка в пользу внутреннего оборота, связанное с внешнеполитическими причинами и сложностями с логистикой. При сохранении текущих ограничений подобная тенденция будет наблюдаться до конца года.
«На рынке интернет-торговли к настоящему моменту произошло максимальное сокращение объемов трансграничных покупок, больше 90% всех заказов сейчас приходится на российские площадки», – сообщил «НГ» президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.

Но в АКИТ ожидают дальнейшего роста рынка онлайн-торговли в целом, хотя он не будет таким интенсивным, как в первом квартале, когда наблюдался ажиотаж. При этом, как отметил Соколов, «есть предпосылки для изменения ситуации в трансграничной торговле за счет ее более активного развития на пространстве Евразийского экономического союза».

Добавим, можно ожидать, что новый импульс онлайн-торговле теперь даст параллельный импорт. Отдельные онлайн-ретейлеры уже налаживают такие поставки – например, автозапчастей. Главное – чтобы у потребителей были доходы, позволяющие все это купить. Ведь в списке негативных факторов для отрасли эксперты РАЭК упоминают не только уход поставщиков, но и снижение доходов населения.

Наконец, в РАЭК прогнозируют рост инфраструктурного сегмента рунета – почти до 240 млрд руб., или на 17% (впрочем, в прошлом году сектор увеличивался на треть). В качестве главных трендов здесь упоминаются сохранение высокого спроса на облачные сервисы за счет «эффектов пандемии», форматов гибридной работы и появления новых сервисов; развитие государственной облачной инфраструктуры.

Но сильны и негативные факторы. Эксперты упоминают ограничения на поставку технологической продукции – полупроводников, вычислительных модулей, систем хранения данных и т.д., а также оборудования и компонентов для ее производства; уход с рынка крупнейших зарубежных игроков, поставщиков облачных решений и т.д.

Между тем, как сообщил во вторник глава Минцифры Максут Шадаев, поставки комплектующих для IT-решений в Россию идут, несмотря на сложности с логистикой. «Комплектующие едут, сервера собираются. У меня серьезных опасений нет», – сказал он на форуме Tadviser Summit 2022.

Источник: ng.ru

Добавить комментарий