Торгово-промышленная палата стала за последние два месяца очередной площадкой, где разгорелись жаркие дискуссии о будущем всей рекламной отрасли. Здесь накануне собрались депутаты парламентских партий, профильные чиновники, отраслевые эксперты и сами представители рекламного бизнеса.
Президент АКАР Сергей Пискарев подчеркнул, что совместные усилия при доработке законопроекта могут быть более эффективными, при этом стоит учитывать тот опыт, который появляется при реализации закона о рекламе в интернете: «Это предложение индустрии, созданное при тесном взаимодействии с государственными органами».
В ходе обсуждения в Торгово-промышленной палате были выражены разнообразные мнения в отношении обсуждаемого закона. «Этот закон беспрецедентный с точки зрения лоббизма, выдвижения инициативы и ее дальнейшего продвижения, — отметил в своем выступлении глава коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко. — На мой взгляд, любая спешка вредит. Вы получаете обилие негативной реакции от рынка, от регионов, от органов исполнительной власти страны, ФАС России».
Заявленная цель законопроекта — «защита национальных интересов Российской Федерации», говорится в пояснительной записке к документу. Но, ознакомившись с документом, появилась обеспокоенность, что в случае принятия законопроекта в изначальном виде новый оператор получит неограниченные полномочия. Это, в свою очередь, приведет к непоправимым последствиям для всего рекламного рынка России.
Поправки в закон о рекламе, как уже рассказывала «Лента.ру», предполагают выбор одной частной компании, наделенной эксклюзивными правами на формирование схемы цифровых рекламных конструкций и их размещение во всех регионах страны сроком от 30 лет без установленных законодательством ограничений. То есть, единый оператор получит право установки любого количества рекламных конструкций в любом месте любого российского города.
Причем делать он это сможет на заявительной основе без согласования с органами местного самоуправления, без ограничений в отношении зон исторического и культурного наследия, без соблюдения ГОСТов и без учета схем размещения уже существующих рекламных конструкций.
А доводы о том, что проведение аукционов продолжится, не имеют подтверждения. Дело в том, что еще до выставления рекламного места на аукцион единый оператор будет иметь право выбрать себе лучшие места без конкурса. Соревноваться с ним будет невозможно, оставшиеся рекламные места будут хуже, а арендная плата выше.
Конечно, и сами рекламщики признают, что в отрасли есть над чем работать. «Канал коммуникации массовый, рынок большой. Это 50 миллиардов рублей в год оборота, порядка 3 тысяч предприятий, — отметил исполнительный директор группы компаний «Мособлреклама» Максим Реснянский.
«Несмотря на внезапность этой инициативы, появилась молниеносная реакция десятков тысяч людей, которых это коснулось, — подчеркнул Евгений Минченко. — Очень круто и быстро подключились регионы: мобилизовать законодательные и органы исполнительной власти, и чтобы они проголосовали против закона, за который фракция «Единая Россия» проголосовала в первом чтении, значит, что-то совсем не так с этим законом».
Участники дискуссии неоднократно подчеркнули, что отрасль слышит запрос государства на особое внимание к размещаемой в наружной рекламе информации. Они понимают и осознают важность задач, которые ставит государство через этот законопроект. А именно контроль и мониторинг контента, который можно выводится на видеоэкраны и централизованное размещение информации, формирование отчетности о том, какая социальная информация была размещена и возможность оперативного вывода важной экстренной информации, а также максимальная цифровизация наружной рекламы в регионах.
«Информационная безопасность, по нашему мнению, может быть обеспечена за счет унификации требований к безопасности используемого операторами наружной рекламы программного обеспечения и создания информационной системы мониторинга, — ранее заявляла президент Союза операторов наружной рекламы (СОНР) Евгения Волгина. — Мы поддерживаем правки, предложенные ФАС России — в части отказа от понятия «единого оператора цифровых конструкций». Вред монополизации — это аксиома (…) Функцию ведения единой информационной системы может сохранить на себе государство на уровне учрежденных им организаций. Уверена, что вопрос стоит не о создании нового инструмента, а донадстройки имеющихся механизмов».
Союз операторов наружной рекламы — уникальный пример консолидации компаний из одной сферы не для борьбы с законопроектом, а за адекватность его смыслов и пунктов. Это беспрецедентная ситуации для рынка наружной рекламы, самостоятельно формировавшегося на протяжении 30 лет. Закон о рекламе стал катализатором объединения индустрии: в него вошли 471 компания (размещают рекламу на более чем 56,6 тысячах рекламных конструкций) из 217 городов Российской Федерации. Это и сами операторы, и участники сопутствующего рынка, компании, которые десятилетиями работают по всей стране, платят налоги и создают рабочие места.
Союз операторов предлагает создать Единого оператора на базе автономной некоммерческой организации или саморегулируемой организации, соблюдая принципы конкурентности: такое лицо не может быть выбрано из действующих операторов, оно не является действующим участником рынка, не ведет коммерческую деятельность.
«Отрасль, которая формировалась 30 лет, способна разрабатывать и соблюдать повышенные стандарты качества ведения бизнеса, — уверена Евгения Волгина. — Государство может входить в наблюдательные органы АНО или СРО. Организация будет управлять информационной системой, включающей функции мониторинга, блокирования и учета, а также возможностью оперативного размещения значимой информации».
«Именно создание Единого оператора информационной системы позволит в кратчайшие сроки сформировать внутренние требования к размещаемому контенту и, как следствие, на порядок поднять контроль за тем, что размещается на видеоэкранах», — добавил генеральный директор компании «ДРИМ» Игорь Лернер.
В своей презентации концепции поправок в законопроект учредитель медиагруппы «РИМ» Илья Фомин еще раз подчеркнул необходимость заменить единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений в интернете на единого оператора информационной системы и размещения социально значимой информации.
ЕОИС при этом должны быть переданы все важные для государства функции: контроль и модерация контента; формирование отчетности о том, какая социальная информация была размещена; централизованное размещение информации; возможность вывода на экраны по всей стране экстренных сообщений. Это осуществляется внутри информационной системы единого оператора, которая подключается к программному обеспечению операторов рынка наружной рекламы и загружает необходимый контент непосредственно на didgital-поверхности.
Говоря уже о программном обеспечении операторов на местах, Илья Фомин отметил, что оно должно быть российским и соответствовать требованиям Минцифры.
Кроме того, эксперт отметил, что данный подход может дать толчок к развитию сегмента didgital в регионах. «Рынок слышит и понимает задачи государства в части скорейшей цифровизации наружной рекламы в регионах, — добавил эксперт. — Операторы на протяжении многих лет занимались этой работой, и готовы продолжать инвестировать свои средства в установку видеоэкранов. Для этого предлагается в законе прописать, что 5 процентов от схем размещения рекламных конструкций в каждом регионе отдать под цифровые конструкции. Определить инвесторов можно с помощью цифровых торгов».
Высказался об этом и депутат Госдумы от партии «Новые люди» Антон Ткачев. «По поводу обеспечения национальной безопасности, точно нужно ограничить норму капитала с иностранным участием до 20 процентов. Для развития технического суверенитета необходимо обязать компании покупать российское ПО. Мы должны поддерживать производителей этого оборудования, — отметил депутат. — По поводу единого оператора, его нужно обязательно оставить, но это должна быть некоммерческая компания, которая будет интегрировать информацию о концепции размещаемой рекламы со всех операторов наружной рекламы. Касательно формы управления, возможно, нужно отдать отдельному департаменту при Минцифры России или создать АНО».
Негативно о законопроекте ранее отзывались и лидеры парламентских партий. Как уже сообщала «Лента.ру», руководитель партийной фракции «Справедливая Россия — за правду» Сергей Миронов увидел в поправках «угрозу увольнения десятком тысяч людей, угрозу нарушения внешнего вида наших городов, кроме того, законопроект затронет огромное количество частных лиц, привыкших пользоваться сайтами объявлений».
А по оценкам лидера ЛДПР Леонида Слуцкого, принятие законопроекта приведет к потерям региональных бюджетов в сумме более 3 миллиардов рублей в год, а муниципальных бюджетов — около 4 миллиардов рублей в год, число сокращенных специалистов составит 150-200 тысяч человек. «Мы имеем дело с искусственным созданием естественной монополии не в интересах России. По сути, это захват рынка и уничтожение отрасли», — утверждал он.
Свою позицию по вопросу о едином операторе уже обозначили 68 субъектов, из которых только 11 согласны с инициативой, но с существенными замечаниями к законопроекту: в части сохранения конкуренции на рынке, сокращения поступлений в бюджеты и искажения облика городов из-за бесконтрольной установки новых рекламных конструкций.
В числе несогласных Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Ленинградская, Свердловская, Новосибирская, Костромская, Калужская, Воронежская, Смоленская, Кемеровская, Тульская, Липецкая, Ярославская, Республики Татарстан Удмуртия и Чувашия, и многие другие. Есть региональные власти, поменявшие свою позицию: если в августе в Совет Федерации они направили информацию, что «не возражают», то уже после этого от них стали поступать негативные отзывы в Госдуму и в Совет Федерации. Так произошло в Бурятии, Алтайском крае, Брянской, Кировской, Курской и Вологодской областях. Республика Северная Осетия не обозначила свою позицию по законопроекту, но муниципальные власти города Владикавказ выступили против законопроекта.
Источник: lenta.ru