Типографии из-за санкций и отказа производителей из Европы, Северной Америки и Японии поставлять оборудование и запчасти столкнулись с их дефицитом, сообщили «Ведомостям» топ-менеджеры типографий. По их оценке, техника из недружественных стран в типографиях составляет около 90%.
В Европе производятся печатные, переплетные, ниткошвейные, крышкоделательные (используются для изготовления обложек. – «Ведомости») машины, CTP-оборудование (для изготовления печатных форм. – «Ведомости») и запчасти для них, отмечает гендиректор типографии «Парето-принт» Павел Арсеньев. По словам топ-менеджеров типографий, крупнейшими импортерами этой техники в России были Германия (например, компании Heidelberg, Manroland, KBA), Швейцария (Muller Martini), Италия (Smyth, Zechini), Канада, Япония и др.
Часть европейских компаний разорвали контракты по собственной инициативе, объясняет Арсеньев. Другая часть западных производителей прекратили сотрудничество с российскими типографиями после введения 8 апреля Советом Европы пятого пакета санкций. Он запретил импорт в Россию оборудования для флексографии, офсетной, глубокой и высокой печати, переплетных машин и др.
«Под санкции попало и б/у оборудование, в том числе печатные машины и линии вставки твердого переплета», – знает президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков (является совладельцем типографии «Парето-принт», Тверского и Можайского полиграфического комбинатов).
Для отдельных видов оборудования запчасти поставляются через параллельный импорт, говорит гендиректор АО «Издательство «Высшая школа» Роман Трунов (объединяет Тверской полиграфкомбинат детской литературы и Смоленский полиграфкомбинат). Но для большей части полиграфической техники такой вариант поставки не подойдет, считает Лариса Данилова, представитель компании «Октопринт сервис» (поставщик расходных материалов и запчастей для полиграфии).
«У каждой печатной машины есть свой серийный номер. Многие комплектующие для них уникальные и тоже имеют соответствующий каталожный номер. Это значит, что производитель по нему может понять, что деталь будет в итоге отправлена в Россию, и запретит поставку», – объясняет она.
Другой вариант выхода из ситуации – поставки комплектующих и нового полиграфического оборудования из Индии и Китая. Но в них производят только отдельные его виды, знает Арсеньев. Например, в Китае, по его словам, есть ниткошвейные машины, но у них низкая степень автоматизации. А индийские машины для ролевой печати на два поколения старше, чем в Европе, добавляет он: «Но мы уже заключили контракт на поставку такой машины».
Член правления Союза предприятий печатной индустрии Гильдии издателей периодической печати Елена Шитикова подтверждает, что ситуация с оборудованием и комплектующими на рынке полиграфии действительно является сложной.
«Выход пока один – разбирать старые машины и пользоваться подержанными запчастями, как в авиации», – считает она.
Отрасли сейчас отчасти действительно помогает выживать наличие б/у оборудования в России, которое появляется на рынке из-за закрытия или смены профиля маленьких и средних типографий, согласен с ней Трунов. Но некоторые запчасти в текущих условиях никаким способом заменить невозможно, например электронные узлы, говорит Данилова.
Из-за импортозависимости полиграфического оборудования ситуация с дефицитом типографских мощностей будет усиливаться, считает директор издательства «Росмэн» Борис Кузнецов. Вероятно, встанет вопрос о размещении заказов за пределами России – в Китае, Индии, Иране. Как следствие, из-за осложнившейся логистики подорожание книг может составить до 20%.
Новые логистические цепочки уже привели к увеличению стоимости поставок запчастей в 2–3 раза, а сроки поставок выросли с нескольких дней до нескольких месяцев. «Как итог, часть оборудования в типографиях может просто встать на какое-то время», – говорит Арсеньев.
«В текущей ситуации полиграфическим предприятиям понадобятся льготные кредиты от государства на модернизацию и поддержание производства», – отмечает Новиков. Фонд развития промышленности выдает ряду предприятий кредиты под 3% годовых размером до 500 млн руб., но типографии к ним не относятся, объясняет Арсеньев.
Единственное, что может помочь отрасли, по мнению Шитиковой, это запуск в ближайшие 4–6 месяцев совместных полиграфических предприятий с Индией и Китаем. Причем инициатором такого решения должно выступить правительство.
«Решать проблему такого уровня должно государство, а не каждое отдельное полиграфическое предприятие само по себе», – уверена она.
Источник: vedomosti.ru