Киоски могут выдворить на окраины

Председатель комитета по товарному рынку администрации уральской столицы Елена Чернышева на заседании Екатеринбургской городской думы 23 апреля представила концепцию размещения нестационарных торговых объектов (НТО) на территории города. Согласно разработке, теперь предприниматели будут заключать договор на установку киосков по результатам торгов. Кроме того, претерпит существенные изменения география размещения НТО: из центральных районов основную их часть планируют вынести в отдаленные территории и районы с нехваткой торговых площадей.

 

По словам Елены Чернышевой, законодательные изменения, введенные в последнее время на региональном и муниципальном уровне, позволяют создать новую схему размещения НТО. Она подразумевает заключение договоров на установку таких объектов на основании результатов торгов.

«С 22 марта вступило в силу постановление правительства Свердловской области, которое утвердило порядок размещения НТО. Оно подразумевает заключение договоров по результатам торгов: срок их действия будет составлять 7 лет. Оформление без торгов возможно в трех случаях: если есть договор аренды земельного участка на неопределенный срок, если место размещения объекта наличествует в схеме, и хозяйствующий субъект добросовестно платит за пользование, а также при размещении временных сооружений сезонных предприятий общепита. Для первых двух случаев срок действия договора будет исчисляться одним годом», — рассказала Елена Чернышева.

Помимо этого, новая схема предусматривает ликвидацию большинства киосков и павильонов в центральных районах города. Эти территории отнесены к I категории, где обеспеченность жителей торговыми площадями выше нормативной. Также выделены II категория, где данные нормативы не достигнуты, и III категория — отдаленные районы.

«Приоритетными для включения в схему будут места для размещения киосков по продаже печатной продукции, мороженого, питьевой воды, сезонных объектов торговли общепита, по продаже ритуальных принадлежностей и павильоны с навесами на конечных остановках общественного транспорта. В I категории планируется размещение только данных шести типов НТО. В районах II категории мы планируем те же шесть типов, а также включение мест размещения прочих нестационарных торговых объектов для достижения нормативов обеспеченности. И в III категории планируем включать все виды и типы НТО со специализацией, интересной для ведения бизнеса», — пояснила Елена Чернышева. 

Она также отметила, что предварительно в проект схемы вошли порядка 835 мест размещения НТО. Сокращение количества объектов по сравнению с действующей схемой составляет 1 502 единицы, но это может быть скорректировано для районов II и III категории. Однако об увеличении количества НТО в I категории районов речи не идет.

Представленная концепция вызвала критику ряда депутатов ЕГД. Они отметили, что новая схема нарушает рыночные условия, направлена на продвижение интересов крупных торговых комплексов, не решает проблему ликвидации незаконно работающих объектов. 

«Непонятно, зачем вообще нужна схема. Впервые она была введена в 2012 году, и мы уже по ней наработались: видим ее неэффективность и то, что она не соблюдается. С помощью такого инструмента нереально отрегулировать спрос и предложение, он нарушает рыночные механизмы. Кроме того, схема не помогает бороться с нелегальными НТО: по каким адресам они были, по таким и остаются», — отметил депутат ЕГД Александр Колесников. 

Также у участников заседания возникли вопросы относительно процедур проведения аукционов, которые пока не прописаны в достаточной степени.

«Какое ведомство будет заниматься формированием лотов, и как это будет происходить? По какому принципу будут убирать объекты, которые сейчас в схеме? Как будут бороться с нелегалами? Если киоски стоят, значит, люди туда идут. Повывозят их месяц, а потом деньги кончатся, а предприниматели поставят новые НТО, как это и происходит сейчас. Думаю, концепция «сырая», нужно ее в корне пересмотреть», — полагает депутат Михаил Вечкензин.

Сомнения вызвал и тезис о том, что вынос киосков из центральных территорий в отдаленные позволит в достаточной степени соблюсти интересы предпринимателей. Депутаты отметили, что переезд в другой район фактически означает открытие нового бизнеса, который в отсутствие прежних покупательских потоков может пойти, а может не пойти.

Впрочем, представители предпринимательского сообщества зачастую согласны с необходимостью коррекции существующего порядка размещения НТО. Так, президент Ассоциации малого бизнеса Владимир Лобок отмечает, что за последние 10 лет ситуация в Екатеринбурге существенно изменилась, и нужно изучать потребности населения в данном формате, чтобы выстроить новую систему, в основе которой будет легальный бизнес.

«Действия администрации города связаны с тем, что изменения назрели, причем давно. Екатеринбург стал совсем другим: и потребительская корзина, и требования, и торговые сети в этот период получили гигантское развитие. Между тем не все павильоны работают «в белую», платят налоги — им приходится выживать, существует и проблема контрафакта. Поэтому ситуация неоднозначная, но поменять систему просто так нельзя — к ней все привыкли», — пояснил эксперт.

Таким образом, заинтересованные стороны сходятся во мнении, что текущая ситуация с размещением нестационарных торговых объектов в Екатеринбурге требует корректировки. Однако единого понимания направления этих изменений пока не выработано. Депутаты отметили, что для более глубокой проработки вопроса необходимо провести его обсуждения, в том числе с привлечением общественности и СМИ.

Источник: Urbc.Ru

У вас недостаточно прав для комментирования