— Да какой же он новый? — удивилась киоскерша. — Это старый журнал «Родная Кубань», который, как лягушка, поменял кожу. Точнее, обложку. Ну, наверное, и содержание. Но об этом уже судить не мне. Знаю одно: журнал в киосках, сколько помню, не появлялся. Появился только после смены редактора.
Посмотрел выходные данные. И в самом деле, редактор новый: Юрий Михайлович Павлов. Доктор филологии. Профессор. Фамилия была мне знакома по публикациям в литературно-художественном журнале «Кубань». Запомнилась его статья о Белинском, которого больше века считали самым непогрешимым из литературных критиков, особенно поднятом на пьедестал в Советской России.
Павлов решился заглянуть под «белые одежды» «венценосного» критика — вождя российских литературных критиков-демократов и обнаружил немало любопытного, как то его недостаточную образованность, в том числе более чем слабое знание иностранных языков, поверхностность немалой части его суждений и выводов. При этом Павлов добросовестно погрузился в изыскания, прочитал мнения современников Белинского, друзей, признания критика о себе самом, что было малодоступно для советских читателей, чтобы не бросить тень на его непогрешимую глянцевую фигуру.
Истина по Данте
В этом плане нам можно поучиться у западных коллег. Там давно существует непреложное правило говорить об общественных деятелях, писателях, поэтах, художниках, композиторах всесторонне, ничего не утаивая и не создавая однобокий взгляд на творца. Об этом хорошо сказал еще в XV веке великий Данте на приеме у правителя Флоренции Медичи, устроенном по случаю нового года. Во время приема, на котором все гости были в масках, Медичи велел раздать записки с вопросом: кто лучше всех знает, что такое истина? Ознакомился с ответами и сказал: «Думаю, что самый правильный ответ следующий: лучше всех знает ответ на вопрос, что такое истина, тот, кто знает ее со всех сторон. Думаю, что этот ответ дал Данте». И попросил автора снять маску и представиться. Им оказался действительно автор «Божественной комедии». Сказано еще шесть столетий назад, а мы всё никак не усвоим эту истину.
Статья Павлова мне запомнилась. Я сам говорил об этом на лекциях по русской литературной критике на филфаке госуниверситета где-то в середине девяностых годов. Тогда это кому-то и вовсе казалось ересью, а студенты слушали с огромным интересом. А тут вдруг в Павлове, в его суждениях о Белинском, увидел единомышленника. Запомнилось и имя автора. Увидев журнал в свежем полиграфическом, достаточно современном оформлении, захотел познакомиться с журналом, редактируемым Павловым, поближе.
Театр, как известно, начинается с вешалки. А журнал — с обложки. Так вот обложка журнала «Родная Кубань» запоминается сразу. На нее выносятся портреты известных современных российских писателей: Юрия Казакова, Валентина Распутина, Виктора Лихоносова, Леонида Бородина, Веры Галактионовой, доктора филологии, литературного критика Георгия Соловьева и многих других.
В духе времени
Журнал расширился тематически и авторски. Восемнадцать лет журнал редактировал писатель Виктор Лихоносов. Сибиряк в молодости приехал на Кубань и стал, по сути, летописцем Кубани. Сделал главным направлением журнала историю. И это отвечало духу времени. После слома великой страны, наложившей вето на историю казачества, дореволюционную духовную жизнь, на иной взгляд на события Гражданской войны с другой — белогвардейской, белоказачьей стороны и с «того берега» русской интеллигенции, которую сбросили с корабля современности, но которая не сгинула и продолжала великую миссию русской культуры на Западе.
Помню, в 1970 году я находился в центре Парижа. Вокруг буйствовала великолепная теплая, в каштановой коричневой листве осень. Я стоял у русского книжного магазина, чей адрес мне дал один из знакомых московских литераторов, где на витрине за большими окнами были выставлены книги знаменитых русских писателей, имена которых мы только слышали или читали их дореволюционные издания: Шмелева, Зайцева, Мережковского, Аверченко, Бунина, Георгия Иванова. Русская культура и на Западе продолжала жить и вносить свою лепту в мировую культуру. Как я жалел, страдал, что не мог ничего из этих сокровищ приобрести и взять с собой в Россию! Я знал, что любые книги, приобретенные на Западе, будут отобраны на таможне, если они не изданы в нашей стране.
Лихоносов вернул нам имена руководителей и участников белой гвардии: Корнилова, Деникина, Колчака, Мамонтова, Шкуро и многих других.
Лихоносов своим подвижничеством вернул из небытия имена многих славных представителей духовенства, окормлявших Кубань и несущих в души прихожан свет православия, и тем самым способствовал возрождению православия на Кубани.
Становление России на новом витке истории требовало обратиться к истокам «отчичей и дедичей». Лихоносов чутким ухом и сердцем писателя понял это. За 18 лет работы в журнале он открыл кубанским и не только читателям затонувшую Атлантиду кубанской пореволюционной духовной и культурной эпохи и трагедии Гражданской войны.
Новые общественные запросы
Юрий Павлов, придя к руководству журналом в новые времена, учел и новые общественные запросы, и запросы творческой интеллигенции, тем более в условиях, когда перестал выходить известный литературный журнал «Кубань», издававшийся с 1945 года и ставший неотъемлемой частью истории культуры Кубани. Жаль, что журнал, выживший, выстоявший в труднейшие послевоенные годы, закрылся в наше время. Видимо, раньше было понимание, что без культуры и ее важнейшей составляющей — литературы невозможно воспитание людей в духе нравственных христианских идеалов.
Иное дело — новая, жаждущая реформ, Россия, начавшая снова, как в семнадцатом, со слома всего созданного за 74 года жизни и решившая, что ей не нужна образованность и ее производные. Возник запрос на простого, как примус, человека. Не зря это время точно названо нулевым. Обнулили всё, что возможно и невозможно, в том числе человека. И никак не решим, что же мы хотим сделать со страной и собой. А ведь прошла уже без малого треть века. За это время Сталин поднял Россию от сохи до атомного оружия, а мы застряли где-то на полустанке.
Между тем без запроса на сложного человека, то есть всесторонне образованного человека, мы ничего не сделаем: не то время. Молодые специалисты, окончившие вузы, не видят перспектив на родине. И это опасно: мы можем оказаться в технологической ловушке и культурной, духовной — тоже. И навсегда отстать от поезда прогресса.
Имена и таланты
Перелистываю страницы журнала «Родная Кубань» и вижу, что в журнале сохранилась традиция уделять время истории, правда, значительно расширив ее рамки (Юрий Артюхин, «Почему Россию нельзя считать проигравшей в Крымской (восточной) войне 1853—1856 годов?»; А. Полякова, «Анапа начала XX века и вся жизнь»; К. Э. Бекховер, «В деникинской России и на Кавказе»; В. Ткачев, «Великая война: 1914-й»; Н. Ильин, «Отравленная льдина» — очерк жизни и мысли П. Я. Чаадаева; А. Безруков, «Духовные основы русской литературы»; беседа С. Коробкова с главным редактором журнала «Молоко» Лидией Сычовой «Народ не может жить без правды»; Юрий Поляков, «Юрий Казаков: „…Помня о божественности слова и о правде”» и другие).
Осталось внимание и к истории духовной жизни Кубани и страны (Д. Ковальчук, «В. Г. Распутин: «Нельзя мне поступать дурно, ибо я — русский»»; А. Смоленцев, «Не „фарт”, а „грех”!» — о повести Михаила Тарковского, где главное в повести — православие как образ жизни).
Каждая из этих публикаций заслуживает отдельного разговора.
В то же время Павлов внес в журнал много нового. Прежде всего журнал стал действительно не только историческим, но и литературным. В нем забилась, запульсировала мысль современной кубанской, российской литературной жизни. На страницах журнала появились многие литературные имена, малознакомые или вовсе незнакомые кубанским читателям в прозе: Александр Трапезников, Алексей Смоленцев, Андрей Безруков, Вера Галактионова, Борис Якимов, Анастасия Круглова.
Поэзия представлена именами Алексея Смоленцева, Анны Ревякиной, Владислава Русанова, Евгения Тищенко, Марии Панчехиной, Виктора Чумаченко, Григория Шувалова, Вячеслава Теркулова и других. Художественный уровень публикаций разный, но главное, что поэзия утвердилась на страницах журнала и представлена в каждом номере. Есть что читать и о чем подумать.
Интересным представляется и постоянное присутствие на страницах журнала классиков современной русской литературы: рассказы Юрия Казакова, публицистика Валентина Распутина, новые произведения Виктора Лихоносова.
Расширился круг литературных критиков и публицистов. Здесь уже давно зарекомендовавшие себя Александр Факторович, Юрий Павлов, Юрий Лучинский, Леонид Бородин, и заявившие о себе Сергей Распутин, Лидия Сычова, Виолетта Корышова, Полина Гаврилова, Олег Мороз, Вячеслав Шульженко. Одним словом, журнал обрел, можно сказать, классические черты литературного журнала, где находят отражение все стороны литературного и литературно-критического и публицистического процесса. Отрадно и то, что журнал появился в киосках печати и каждый желающий теперь может его приобрести.
Виктор Богданов
Источник: Московский Комсомолец Краснодар