Александр Данилов
генеральный директор ООО «АДК», председатель Ульяновского объединения предпринимателей
– Когда спрашивают: «нужны ли киоски?», мне хочется задать встречный вопрос: «а нужны ли супермаркеты, булочные, магазины «овощи-фрукты»? Почему нет? Почему мы должны чего-то запрещать? Бизнес – это такой сегмент рынка, которому просто не надо мешать, а уж потребители сами выберут, что им нужно. Что-то само закроется, а что-то будет развиваться, и это касается тех же самых киосков, которые есть во всем мире.
Я бывал во многих странах и знаю, что они пользуются спросом, потому что это шаговая доступность, это удобство. И ведь когда у нас начали административно бороться с киосками, то объявляли совсем другие цели, например, в рамках борьбы с табаком или алкоголем. Но тогда не продавайте их в супермаркетах! Почему в одном секторе нельзя, а в другом – пожалуйста? Если проблема в том, что там негигиенично и некрасиво, так это совсем другое решение, их надо просто регламентировать, закрывать плохие, давая возможность работать хорошим. Не должен в это вмешиваться чиновник!
Всегда вспоминаю, как все начиналось, как в 90-х киоски стали распространителями первых импортных товаров – шоколадок, батончиков. Для людей все это было в новинку, поэтому киоски и развились настолько мощно, – они открыли новую нишу. Раньше ведь все было отдельно – овощные магазины, булочные и т.д.
Сейчас появились супермаркеты, где продается все подряд, но киоски находятся близко к дому, давая возможность не бежать куда-то далеко, если человеку нужна только бутылка воды или пачка сигарет. Зачем людям создавать какие-то проблемы?
Считаю, что надо развивать в киосках торговлю народными промыслами, сувенирной продукцией, как это происходит во многих городах. Например, в соседних Чебоксарах идешь по центру и видишь столько киосков с народными промыслами, которые не облагают налогами: бизнес этот не особо прибыльный, но все это очень колоритно, приятно для туристов. И у нас весь Венец должен быть заставлен не пивнушками, а вот именно киосками для туристов – с лаптями, картинами, всем чем угодно. Если люди это покупают, значит им надо, и ни в коем случае не надо этому мешать!
А что происходит в нашем городе? Минсельхозу поручили разработать приказ по павильонам. Они разработали, мы с ними встречались, дали свои замечания и предложения. После этого они встретились с представителями городской власти – город дал свои замечания и предложения, – и только их и учли!
А что хотят предприниматели – положили «в стол» и забыли.
И еще. Когда в дело начинают вмешиваться чиновники, появляется очень много регламентов: стены должны быть определенной ширины, как и цвет стен. Зачем все это? Киоск должен быть красивым, а красота не может быть однообразной. Должно быть ярко, красочно, пускай каждый изобретает что-то.
Надо делать для людей, и если людям эти киоски нужны, то они своим рублем за них проголосуют. Невыгодные киоски просто-напросто закроются.
Илья Селезнев
руководитель кофейни CoffeeDuck
– Путешествуя по миру, я ознакомился с опытом стран Европы, Америки, увидел там красивые павильоны и киоски, в том числе торговые места нестандартной формы, явно изготовленные творческими людьми.
То, что было у нас в 90-х, смотрелось достаточно привлекательно, но со временем бизнесмены не стали вкладывать средства, не поддерживали достойный внешний вид своих объектов, поэтому произошел такой визуальный упадок, улицы стали выглядеть крайне непривлекательно. По вечерам здесь собирался криминальный контингент, киоск был местом, где можно было купить сигареты и алкоголь. Но вот случился ориентир на здоровую нацию, и власти решили убрать киоски.
Сейчас нестационарные торговые объекты решили возвращать на улицы города. Считаю, что как бизнес это достаточно рентабельно, многие хотели бы этим заниматься. Но хочется, чтобы это приобрело красивую «обертку», чтобы вписывалось в городскую архитектуру. Возможно, стоит прописать единый стандарт киосков и павильонов – сейчас этим активно занимаются в Москве. Думаю, столичный опыт Ульяновску следовало бы перенять, подойти к этому делу с долей креатива – с точки зрения визуализации. Если уж возвращать, то это должно быть современно.
Не стоит возвращать ржавые киоски с вторичного рынка, с теми же продавцами без спецподготовки, – это будет нелепо. Сегодня у потребителей – жителей и гостей города – есть выбор. И они будут обходить стороной неприятные объекты.
Делать же выбор между киосками узкой и общей направленности должен предприниматель, – все будет зависеть от рентабельности бизнеса. Но обязательно во всех киосках должна продаваться вода – особенно в жаркое время года.
Николай Солодовников
генеральный директор ООО «СимТрэк», председатель УРОО «ОПОРА России»
– Говоря о киосках, нельзя опускать их роль и значение, прежде всего для формирования нового микрорайона. У нас порой пренебрежительно относятся к этому виду бизнеса, но ведь эти люди изначально обеспечивают новоселов продуктами питания, хозтоварами и т.д. Зачастую супермаркеты заходят в микрорайон, когда он уже сформирован.
Поэтому эта инфраструктура имеет право на существование, она должна развиваться.
Если говорить о новом дыхании киосков, то это скорее актуально для Москвы, где было очень жесткое административное давление. До регионов оно только-только докатилось на текущий момент, поэтому мы должны говорить о каких-то послаблениях предпринимателям, которые уже ведут этот бизнес. В муниципальных образованиях киосков достаточно много, безусловно, мы ведем долгие беседы по поводу внешнего вида данных объектов – не всех устраивает картинка с профнастилом, ржавчиной и т.д.
Но внешний вид, благоустройство – одна работа, другой вопрос – массовое исключение из схем размещения, это, конечно, отрицательная практика. Просто нужно объяснить предпринимателю, как должен выглядеть объект, – без стандартов и штампов, но эстетически привлекательно. Чтобы была картинка, которая встраивалась бы в микрорайон, ведь общее раздражение и пренебрежительное отношение у жителей и у власти, прежде всего, сформировано из-за киосков «а-ля гараж» и объектов, зашитых в староформатный профиль.
Мое мнение: сеть киосков должна развиваться в новом современном ключе, как это сегодня происходит в развитых городах. И в Ульяновске есть хорошие примеры, когда приятно зайти в киоск.
И нельзя привязывать тему некрасивого вида только на киоски, – подобное мы можем наблюдать и в капитальных строениях.
И чем меньше регуляторики мы наложим на этот бизнес, тем лучше он будет развиваться.
Татьяна Задорожняя
Источник: Деловое обозрение