Напомним, избавление от засилья уродующих облик мегаполиса киосков и ларьков стало одним из приоритетов для городских властей. Проблема назрела давно. Но сейчас малый бизнес боится потерять рабочие места. Корреспондент ГТРК “Южный Урал” Егор Брагин выслушал обе стороны.
Антисанитария и продукция сомнительного качества. У администрации Челябинска накопилась масса претензий к владельцам мелких торговых павильонов. Огромная часть киосков установлена самовольно. Налоги предприниматели не платят, то есть городской бюджет теряет доходы, которые могли быть направлены на повышение качества жизни в Челябинске. Часто торговцы незаконно подключаются к соседним домам, и жильцы, не зная о том, оплачивают электроэнергию как общедомовое потребление. Мусор сбрасывается в баки во дворах, и расходы по вывозу также ложатся на жителей многоэтажек. Помимо прочего, ларьки уродуют облик мегаполиса.
Мне кажется, они не востребованы. Они портят вид улиц и остановок.
Если они соответствуют облику города, есть какая-то концепция, то они могут быть.
Они нужны, но не на таких местах, как перекрестки.
Однако среди стихийных киосков есть вполне легальные торговые точки. Остановочный комплекс Дмитрия Тюсина расположен на гостевом маршруте. Предприниматель говорит: исправно платит налоги, следит за качеством товара и чистотой вокруг. Тем не менее, даже такой торговый павильон городские власти намерены привести в соответствие с дизайн-кодом Челябинска.
“Последний договор аренды у меня аннулировали. Меня обязывают участвовать в аукционе. Предлагают типовой проект, который представлен на сайте города Челябинска от управления архитектуры”, – поясняет владелец торгового павильона Дмитрий Тюсин.
Война с ларьками будет жесткой, но не бескомпромиссной. Как заявила глава Челябинска Наталья Котова, шанс остаться в мелком торговом бизнесе есть даже у подпольных киоскеров. Но при условии, если их товары действительно пользуются большим спросом, а сами они готовы “выйти из сумрака”.
“Я все делаю в рамках законодательства. Если стоят незаконные торговые объекты, но они востребованы населением, жителями районов, то я готова прислушаться. И пойти на то, если это соответствует требованиям законодательства, включить эти объекты в схему размещения и легализовать эти объекты”, – подчеркивает глава Челябинска Наталья Котова.
Табачная и печатная продукция, хлеб, молоко, колбасы, сладости. Иногда по представленному ассортименту товаров мелкие торговые павильоны не уступают крупным магазинам. Да и порой гораздо удобнее за какой-нибудь мелочью по-быстрому забежать в киоск, нежели ожидать своей очереди на кассе в супермаркете.
В региональной ассоциации малоформатной торговли заявляют, что добросовестные киоскеры готовы изменить облик своих павильонов в соответствии с дизайн-кодом. Но боятся, что на торгах их насиженные места отдадут кому-то другому.
“Мы предлагаем установить определенную плату за размещение. Ту, которая будет устраивать администрацию. И все-таки для добросовестных малых инвесторов принять норму о продлении договора без торгов”, – отмечает региональный координатор ассоциации малоформатной торговли Ирина Плещева.
Реформа уличной торговой сети, осознают в челябинской администрации, будет проходить непросто. Наверняка найдется множество и тех, кто за, и тех, кто против. Но только так можно привести улицы Челябинска в достойный вид, избавившись от убогого наследства 90-х.
Егор Брагин, Нина Пырьева
Источник: ГТРК Южный Урал