В Челябинске более месяца ведется борьба нового руководства мэрии с незаконной уличной торговлей. Попытки навести порядок в этой сфере столкнулись с глубоким сбоем всей системы, а также лицами, отстаивающими сложившийся с годами уклад. Это противостояние уже окрестили борьбой с элитами и так называемым ларечным бомондом, в которой могут пострадать порядочные предприниматели. Надежда вновь возлагается на региональный законопроект, с которого, возможно, южноуральские парламентарии решатся стряхнуть пыль. Тем более что в большинстве регионов давно приняты подобные локальные акты. Подробности – в материале «ФедералПресс».
В первых числах июля врио мэра Челябинска Наталья Котова уволила руководителя МКУ «Городская среда», так называемого главного по ларькам в городе Сергея Шумакова. Официально чиновник уволился сам, но в мэрии не скрывали личного участия главы города в этой отставке.
Этому кадровому решению предшествовал объезд Натальей Котовой Тракторозаводского и Ленинского районов, где врио главы обнаружила немало незаконных киосков, которые потребовала убрать. Некоторые из них, в частности в микрорайоне Чурилово, принадлежали лично господину Шумакову. «Начинать надо с себя», – сказала тогда Котова, но директор МКУ, видимо, не воспринял всерьез поручение нового руководителя, киоски не убрал, за что и был отправлен в отставку.
Незаконные киоски в Чурилове далеко не единственные, которые лично связаны с Сергеем Шумаковым. Наталья Котова упоминала также его объекты в Центральном районе у Горбольницы, которые также потребовала убрать. А сколько еще неучтенных объектов, бенефициаром которых, по неподтвержденным данным, мог являться экс-руководитель «Городской среды». Считается, что другим интересантом ларечного бизнеса в городе в том состоянии, в каком он находился до прихода Натальи Котовой на пост главы, является депутат Госдумы Андрей Барышев, хотя сам он опровергает этот факт.
Незаконные вынужденно?
Ситуация на самом деле патовая: считается, что в областном центре 90 % ларьков работают незаконно. Сложно поверить, что все это злостные нарушители, сознательно пренебрегающие законом и ведущие кочевую жизнь по принципу «сегодня согнали здесь, завтра выставлюсь там». В Ассоциации малоформатной торговли считают, что в такие условия местные власти загнали бизнес сами. Причем сделали это вопреки федеральному законодательству.
«Закон об основах государственного регулирования торговой деятельности четко делит полномочия, и к полномочиям органа местного самоуправления отнесено только создание условий по обеспечению населения муниципального образования услугами торговли и общественного питания. На каком основании постановлением администрации принимается порядок размещения нестационарных объектов без предоставления земельного участка только на аукционе? Мало того, что они вышли за рамки своих полномочий, так они еще принимают такие нормы, которые в нарушение закона о конкуренции ставят челябинских предпринимателей в неравное положение по сравнению с бизнесом в других субъектах страны», – прокомментировала «ФедералПресс» координатор Ассоциации малоформатной торговли по Челябинской области Ирина Плещева.
По словам эксперта, в большинстве крупных городов действует так называемое преимущественное право добросовестного предпринимателя. Оно дает возможность получить в аренду участок под объект нестационарной торговли без торгов. Предпринимателям выгодно не нарушать закон, потому что в противном случае они лишатся этой преференции. В Челябинске же все взаимодействие с бизнесом происходит только через торги, которые, как считает Плещева, мэрия и организовать-то толком не может. За последние полтора года было проведено всего 400 аукционов, хотя в городе насчитывается 6000 нестационарных объектов. «Получается, у нас все киоски незаконные, и не по вине предпринимателей. Органы местного самоуправления, установив такие жесткие правила перевода на торги, эти торги организовать не могут», – делится мнением Плещева.
Как пояснил «ФедералПресс» знакомый с ситуацией источник, в городе есть места, где невозможно сформировать участок и поставить его на кадастровый учет. Поэтому их нельзя выставить на торги и распределяются они мэрией по неким установленным правилам размещения. По остальным участкам в городе действуют правовые акты, принятые гордумой, на основании которых они передаются предпринимателям на правах аренды. Такой порядок устраивал предыдущее руководство города. Сейчас мэрия рассчитывает унифицировать местные нормативы и видит в этом решение проблемы.
Заждались федералов
Попытка разработать на региональном уровне закон, регламентирующий сферу нестационарной торговли, предпринималась в 2018 году. Как рассказал «ФедералПресс» бизнес-омбудсмен Челябинской области, исполнительный директор ЧРОО «Союз промышленников и предпринимателей» Александр Гончаров, по поручению экс-губернатора Бориса Дубровского была создана рабочая группа, в которую вошли представители крупнейших муниципалитетов – Челябинска, Магнитогорска, Миасса и Златоуста, представители прокуратуры, антимонопольной службы и депутаты разных уровней.
«Мы разработали достаточно неплохой законопроект, предусматривающий определенные гарантии для добросовестных предпринимателей. Цель – найти компромисс между муниципальными органами власти, гражданами и бизнесом и создать общие правила для всех муниципалитетов области», – пояснил Александр Гончаров.
По словам эксперта, вошедшие в законопроект предложения были представлены и нашли одобрение на заседании в Общественной палате РФ. И все-таки документ был отложен. Дело в том, что в то время стало известно об изменениях в федеральном законе, которые готовит Госдума, и в регионе было принято решение дождаться этих изменений.
«Поскольку теперь принятие федерального закона отложено на неопределенный срок, мы просим Законодательное собрание доработать региональный законопроект и в сентябре-октябре вынести его на рассмотрение», – пояснил Александр Гончаров.
Как стало известно «ФедералПресс», на прошедшем накануне в мэрии закрытом совещании по вопросам нестационарной торговли также речь шла о таком решении проблемы.
Южноуральский парламент сейчас находится на каникулах. В пресс-службе Законодательного собрания подтвердили, что деятельность рабочей группы, разрабатывавшей законопроект, была приостановлена, так как возникла необходимость дождаться результата от федерального центра, чтобы понять, какие конкретно полномочия отдаются регионам. «Если бы приняли областной закон, могло получиться, что он бы противоречил федеральному. Без понимания того, что федеральный центр отдаст для урегулирования регионам, нет смысла работы над областным законопроектом. Позиция федерального законодательства нам пока не ясна», – пояснили в ведомстве.
Однако, как отмечает Ирина Плещева, регулирование торговой деятельности может осуществляться не только федеральным законом. Свои правила может устанавливать и Законодательное собрание субъекта РФ. «Такие законы принимать можно, и они уже почти везде приняты. В Екатеринбурге, Липецке, Воронеже, Ульяновске, Волгограде, Санкт-Петербурге – везде прописано право добросовестного предпринимателя заключать соглашения без торгов», – отметила эксперт.
Александр Гончаров также уверен, что разработанный законопроект не выходит за рамки федерального законодательства, поэтому он может быть принят. Но решение остается за руководством и депутатами Законодательного собрания.
Метания мэрии
Пока закон не принят, мэрия чувствует себя несколько растерянно. Как сообщили в Челябинской городской думе, было уже несколько решений по поводу нестандартных объектов, да и те постоянно редактировались. То менялся порядок предоставления земли, то принималось решение о сокращении сроков между предупреждением о сносе и непосредственно демонтажем незаконных киосков, то принималась амнистия в отношении тех, кто торговал незаконно, то она отменялась. «У нас постоянно совершенствуется эта база в зависимости от того, с какими трудностями сталкивается мэрия», – пояснили в ведомстве.
В администрации Челябинска «ФедералПресс» сообщили, что снос незаконных киосков продолжается. Сейчас временно приостановлена выдача разрешений на установку новых нестационарных объектов. В планах – в ближайшее время убрать с городских улиц порядка 700 киосков, установленных за пределами утвержденной схемы их размещения.
Таким образом, руководство города продолжает курс на наведение порядка, если не сказать зачистку. Оппоненты хотя и против принимаемых мер, надеются на выравнивание ситуации со временем, после унификации нормативов. Урегулировать конфликт может помочь отложенный в Заксобрании законопроект, но нет уверенности, что южноуральские парламентарии решатся обогнать принятие федерального закона. Повлиять на них мог бы врио губернатора. Но Алексей Текслер пока не подключился к этому вопросу. Однако он неоднократно заявлял о важности и приоритете поддержки малого бизнеса. И если сейчас мэрия под одну гребенку снесет всех, это может ударить по этому сектору экономики, пусть пока не совсем легальному. Не говоря уже о том, сколько людей предпенсионного возраста рискует остаться без работы, что также станет нарушением распоряжений руководства куда более высокого уровня. Но в мэрии, судя по первым осторожным совещаниям и попыткам по максимуму собрать варианты решения проблемы, это наверняка уже поняли.+
Напомним, ранее с центральных улиц города из-за подготовки к мероприятиям саммитов ШОС и БРИКС были убраны киоски по продаже фастфуда, а также печатной продукции, после чего руководители крупных изданий стали вынуждены искать новые каналы дистрибуции газет.
Евгения Парникова
Источник: ФедералПресс