Как закон «о киосках» поможет южноуральским предпринимателям?

О возможности упрощения процедуры получения разрешительных документов на размещение нестационарных объектов — киосков, ларьков, павильонов — говорят давно. В 2016 году в соответствующее решение Челябинской городской Думы уже были внесены поправки для «снижения напряжения в предпринимательском сообществе».

Между тем, предприниматели не торопились легализовать свой бизнес, а незаконные киоски росли как грибы после дождя. В этом году войну «ларькам» объявила временно исполняющая обязанности главы города Челябинска Наталья Котова. В начале июля был уволен директор МКУ «Городская среда» Сергей Шумаков, чье ведомство отвечало, в том числе и за демонтаж несанкционированных объектов торговли и автостоянок. На последнем совещании в администрации города было решено доработать законопроект, который был разработан в прошлом году местными парламентариями. О том, как закон «о киосках» может помочь предпринимателям «выйти из тени» рассказывает уполномоченный по правам человека в Челябинской области Александр Гончаров.

- Александр Николаевич, почему вы выступаете за принятие этого закона?

- Потому что очень часто с этой проблемой ко мне обращаются предприниматели из Челябинска и других муниципалитетов. Они просят: утвердите, пожалуйста, единый порядок размещения нестационарных объектов и не давайте слишком много власти муниципалитетам, потому что с приходом нового главы правила снова начинают меняться. В прошлом году мы обратились в правительство и Законодательное Собрание Челябинской области с инициативой разработать законопроект «О размещении нестационарных торговых объектов». Была создана рабочая группа под руководством председателя комитета по экономической политике Заксобрания Константина Захарова. В нее вошли представители муниципалитетов — Магнитогорска, Челябинска, Златоуста, Миасса, представители прокуратуры и антимонопольной службы. Законопроект предусматривает единый порядок расчетов оплаты во всех муниципалитетах, наличие резервных мест, если киоск или павильон демонтируют. 

Если сегодня предприниматель, получая разрешение на установку киоска, может работать на этом месте пять лет, то я настоял, чтобы в новом законопроекте этот срок был увеличен с семи до десяти лет. Ведь бизнесмен должен не только отработать эти деньги, но и заработать. В Испании я разговаривал с местным предпринимателем, который продает на пляже орешки, напитки, мороженое. Он говорит: разрешение на торговлю еще мой дед получал. А у нас? Кому человек может помешать, если он добросовестно работает, платит налоги, соблюдает все санитарные нормы?

У меня сложилось впечатление, что депутаты нас услышали, надеюсь, что обсуждение законопроекта будет вынесено на ближайшую сентябрьскую сессию. 

- Почему рассмотрение законопроекта было отложено?

- Стало известно, что будет принят аналогичный федеральный закон о торговле, который регулировал бы все вышеперечисленные моменты, но он был отложен на неопределенный срок.

- В каких российских регионах уже действует такой закон на местном уровне?

- Самые передовой регион в этом плане — Санкт-Петербург, закон разработал местный парламент. Если говорить о нашей области, то сегодня хорошо идет работа по согласованию нестационарных торговых объектах в Магнитогорске. 

Два года назад городские власти начали массово ликвидировать киоски, павильоны, повысили арендную плату, все это в комплексе породило волну недовольства. Тогда мы с Борисом Титовым, уполномоченным по правам предпринимателей при президенте РФ, несколько раз приезжали в Магнитогорск, встречались с предпринимателями и представителями профсоюза «Магнитка бизнес». Сначала власти подошли к решению проблемы в ультимативной форме: «Убирайте и все!». Постепенно им удалось выстроить с предпринимателями диалог и начать работу в индивидуальном порядке. Они приняли наши предложения — выдают разрешения на установку нестационарных торговых объектов без торгов, соблюдают принцип «меняется место — сохраняется бизнес». При демонтаже объекта предпринимателю предлагают несколько других мест на выбор. Когда стали наводить порядок, выяснилось, что многие объекты размещают на теплосетях, под высоковольтными линиями. Предприниматели в свою очередь поняли, что облик города меняется, необходимо соблюдать правила. 

- Сколько в Челябинске нестационарных торговых объектов?

- По данным администрации Челябинска, у нас около двух тысяч легальных киосков. По данным Ассоциации малоформатной торговли — порядка 6 000. Это значит, что очень большое количество предпринимателей работает вне правового поля. Координатор Ассоциации Ирина Плещеева предлагала сделать еще одну амнистию предпринимателям, не успевшим узаконить свои малые объекты. Но, на мой взгляд, это бесполезно. У нас уже было две таких амнистии, но люди не пошли на это. Мне кажется, что толчком для того, чтобы нелегальная торговля ушла с рынка послужит принятие нашего законопроекта. Сегодня многие работают по «серым» схемам не потому, что они не хотят работать нелегально, а потому что очень не просто получить все официальные разрешения. Предприниматель пройдет все конкурсы и при этом у него нет никаких гарантий, что через год его не попросят уйти с насиженного места. Именно поэтому мы должны создать такие условия, чтобы было выгодно работать «в белую». В результате-то предприниматели все равно платят, только деньги идут не в бюджет, а в карман конкретному чиновнику.

Микробизнес необходимо развивать, потому что одними сетевыми магазинами ситуацию не решить. В больших городах одна ситуация, в небольших —  благополучие местных жителей напрямую зависит от малого бизнеса. В нашей области есть населенные пункты, где закрылся единственный магазин и люди вынуждены ездить за самым необходимым за десятки километров.

- Как сказывается на развитии малого бизнеса тот факт, что с каждым годом увеличивается количество магазинов крупных торговых сетей? 

- Их становится все больше с каждым годом, а доля малоформатной торговли сокращается. Так, если в 2017 году торговые сети формировали 37,3 процента общего оборота розничной торговли области, то сейчас эта цифра перевалила за 40 процентов. Согласно закону о торговле, ритейлеры не имеют право открывать новые точки в городе, если их доля на рынке превышает 25 процентов. Но, если учесть, что на территории области работают несколько крупных сетей, то получается, что они могут захватить все 100 процентов рынка. Кроме антимонопольщиков их никто особо не контролирует. Мы выходили с предложением к депутатам Госдумы: давайте установим порог в 25-30%, который не должны превышать торговые сети в совокупности. Путь остальную долю рынка занимают независимые игроки. Однако воз и ныне там. В одно время, когда к власти только пришел прежний губернатор Борис Дубровский, мы вели переговоры с представителями Х5 Retail Group в нашем регионе. Они сами предлагали вариант работы в небольших населенных пунктах с местными предпринимателями по типу франчайзинга. Предприниматели могли бы работать под их брендом, брать у них товар на реализацию, можно было бы организовать небольшие склады. Но все оказалось пустыми обещаниями, на мои последующие обращения они не реагировали. Все можно организовать, но никто просто перед ними таких задач не ставит. Они работают пока им выгодно, в основном по принципу «после нас хоть потоп».

Только цифры:

* В Челябинске в 2018 году насчитывалось 155 магазинов «Пятёрочка», 52 магазина «Дикси», 132 магазина «Магнит», 6 магазинов «Лента», 44 магазина «Молния» и «Spar», 47 магазинов «Монетка», 5 магазинов «Метрополис», 6 магазинов «Перекресток», 7 магазинов «Светофор».

- По данным экспертов Института экономики роста им. Столыпина, количество малых и средних предприятий в России, по сравнению с 2018 годом, сократилось на 7-8%., однако количество сотрудников на микропредприятиях выросло на 6.7 %. Какова ситуация в Челябинской области?

- Согласно официальным данным, в Челябинской области по состоянию на 10 июля 2019 года в реестре числится 146 698 субъектов, из них юридических лиц: 65 655, индивидуальных предпринимателей 81 043. На аналогичную дату прошлого года числилось 151 054 субъектов, из них юридических лиц: 72 550, индивидуальных предпринимателей 78 504. Таким образом, количество юридических лиц уменьшилось, а индивидуальных предпринимателей – увеличилось. Общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства у нас в регионе увеличилось в категории «микропредприятия».

Как я уже отмечал, наблюдается тенденция роста сетевой торговли. Конкуренция становится более жесткой, рынок сжимается очень сильно. Работать становится с каждым днем все труднее и труднее - повышаются процентные ставки, усиливается контроль налоговиков. Поэтому все больше предпринимателей стремятся «уйти в тень».

Только цифры:

* В 2018 году в Челябинске было открыто 246 торговых объектов с торговой площадью 47,86 тыс. кв. м, в том числе: продовольственных магазинов – 37 , продовольственных магазинов – 25, специализированных – 180, универсальных – 4.

* В 2018 году в Челябинске закрылось около 200 магазинов с суммарной торговой площадью более 33 тыс. кв. м. Причина — снижение потребительского спроса, а также введение онлайн-касс.

* В материале использованы данные Управления по торговле и услугам администрации г. Челябинска

Галина Гонина-Новикова

Источник: Polit74.ru

У вас недостаточно прав для комментирования