В Челябинске предложили запустить проектный офис, который будет регулировать работу малых нестационарных торговых объектов — киосков, павильонов, фуд-траков и т.д. Идею озвучил руководитель информационно-аналитического агентства «Монитор» Алексей Ширинкин на встрече «Экспертного клуба» с участием чиновников и общественников.
«Есть два инструмента, которые, очевидно, нам помогут. Первый — это проектный офис, который будет заниматься работой с областным законодательством по торговле. Второе — это история общественного контроля за тем, где на 30 сантиметров законный киоск стоит правильно или неправильно. Иначе мы уходим в коррупцию, мы отдаем это чиновнику, а чиновник — человек. Может, он будет открытым и честным, смелым и прогрессивным. А возможно, он будет плохим, мерзким, склизким и коррупционным. Поэтому мы ждём от вас теперь, уважаемое гражданское общество, — контролируйте власть, привлекайте ее к диалогу, создавайте и разрабатывайте правила», — отметил он.
Тема дискуссии в «Экспертном клубе» возникла неслучайно: после назначения Наталья Котовой на должность врио главы города в Челябинске начались ожесточённые споры владельцев ларьков и мэрии. По мнению коммерсантов, г-жа Котова «машет шашкой», губит малый бизнес и не отделяет нелегалов, у которых никогда не было разрешений на торговлю, от добропорядочных предпринимателей, которым в мэрии с 2018 г. не продляют договора. Наталья Котова же, говоря о киосках, заявляла: «В 90-х годах наверно всё это было необходимо. Но в 21-м веке давно есть магазины: и «у дома», и сетевики, которые работают на любой кошелёк».
Глава Центрального района Виктор Ереклинцев категорическую позицию Натальи Котовой однозначно поддерживает. Однако считает, что «битва ведётся только с теми ларьками, у которых никогда не было документов», а от всей «нестационарки» избавляться не стоит: это сделает пространства мёртвыми. Законные ларьки чиновник отличает внешне: законные очень чистые и соответствуют эскизу мэрии, а незаконные старые, ржавые и стоят на газоне.
Виктор Ереклинцев
глава Центрального района
Это люди, которые никогда даже не пытались выйти на связь с властью, никогда не пытались законно их установить, просто-напросто они наплевали на закон, они проявили неуважение к городу и к жителям, поставив свои ларьки на газоны, поставив свои ларьки на тротуары, тем самым устроив антисанитарию, и назовите после этого мне хотя бы одну причину, почему я должен с ними сесть за стол переговоров? Вы правда, реально считаете, что они договоро- и переговороспособны? Наверняка нет.
Он уверен, что за владельцами ларьков «свои интересанты» и «большие деньги», которые разговаривают с властью «на уровне ультиматумов». Однако, как коммерсантам взаимодействовать с чиновниками, не уточняет. В пример г-н Ереклинцев ставит Москву, где в «Ночь длинных ковшей» были демонтированы множество рынков, и после этого город стал красивее.
Однако нужно не только сносить и бороться, но и предлагать предпринимателям схемы, по которым можно легализовать бизнес, уверен председатель комитета по туризму челябинской «Опоры России» Дмитрий Довбня.
«Система должна быть настолько прозрачной, чтобы для всех было понятно, как легально заниматься бизнесом, и это было проще, чем заниматься им нелегально. Тогда у нас как бы обе руки будут заниматься одним и тем же. А когда у нас одна рука создает хаос и непонятные законодательные схемы, при которых очень сложно, то конечно тогда у нас растет и незаконный бизнес. Потому что приходит «доброжелатель» и говорит: ты там пока будешь ходить, это год пройдет, а я тебе вот: давай, короче, 10 тысяч, вот место и гарантирую, что тебя никто трогать не будет», — отмечает Довбня.
Кроме того, что нет схемы легализации ларёчного бизнеса, закон не даёт возможности продлить договора для добропорядочных владельцев киосков, добавляет депутат Заксобрания Сергей Буяков. Он признаёт, что шарма Челябинску ларьки и палатки не добавляют, но малый бизнес действительно поставили в тупиковое положение.
«Незаконные ларьки, о которых сказал глава [Ереклинцев], это же не только те, которые поставлены на газонах. Это и те, которые в свое время они были оформлены, стояли по 10 лет, но с марта 2018 года продление документов закончилось. Те правила и нормы, которые действовали в администрации города всё это время, прекратили существовать, потому что власти ждали выхода федерального закона «О торговле», который регламентировал бы все эти позиции. Получается, власть те правила игры, которые были до марта 18 года, забыла, а новых правил никто не предложил», — отмечает Сергей Буяков.
Депутаты Заксобрания начинали работать над этой шероховатостью, но в итоге передали свои предложения и наработки в Правительство области, а те — в городскую администрацию, где «всё кануло в лету». Кроме того, челябинские чиновники, объявившие битву с киосками, не позаботились и о продавцах, которые в них работают.
Управление торговли города Москвы приходило [к владельцам ларьков] и говорило: уважаемые, вы стоите незаконно, мы вас завтра снесем, но с продавцами разговаривали: вот, у нас есть Мосзеленстрой, Мосэнерго, вот у нас есть вакансии, свободные места, зарплата от 30 тыс. руб. Пожалуйста, приходите, чтобы вы не остались выброшенными на улицу. Власть заботилась о людях. А у нас пришли, снесли и всё, — заметил Буяков.
С таким тезисом глава Центрального района Виктор Ереклинцев остался не согласен. В качестве примера он приводит Доваторский рынок: когда его ликвидировали, Управление торговли предлагало людям альтернативные варианты трудоустройства. Но на возражение о том, что такие варианты предполагают низкую зарплату, он ответил категорично: «По большому счёту давайте не будем всю ответственность перекладывать на власть. Когда каждый из нас делает какой-то выбор, мы же его делаем по каким-то причинам, мотивациям, а сейчас вы опять хотите переложить эту ответственность на власть: вы сносите — обеспечьте! А с чего вдруг?» И добавил, что оставшиеся без работы могут обратиться в Управление по труду и занятости.
Андрей Бодрягин
Управляющий партнёр Development Pro
Когда выплескиваем воду, давайте младенца только не выплеснем. Давайте говорить о том, что 1000 предпринимателей там — это в общем 200 млн. рублей в месяц. И что сейчас, мы их выгоним и оставим без работы и без дохода? Нет. Мэрия должна делать немножко по-другому. Во-первых, кроме аспекта рабочих мест, создать возможности для того, чтобы эта торговля продолжилась. В городе Челябинске недостаток торговых площадей, 150 тысяч кв. м. подтвержденного дефицита.
Андрей Бодрягин вообще считает, что бороться нужно со всеми киосками вне зависимости от их законности. Но при этом создавать современные торговые пространства, куда их владельцы смогут переместить торговлю. Сейчас, по подсчётам бизнесмена, в Челябинске 1 тыс. нестационарных объектов, против которых ведётся борьба мэрии.
Мэрия должна создавать инвестиционные программы, чтобы предприниматели, которые вынуждены работать в киосках, занимали торговые площади, считает эксперт. Площадей — множество: достаточно обратить внимание на первые этажи многих помещений с большими надписями «аренда». В перемещении ларёчников на первые этажи зданий заинтересованы и владельцы этих зданий, ведь ларьки загораживают, портят их внешний вид.
Вы говорили про Доваторский рынок: отлично — снесли, сейчас минимум сто бабушек торгуют на земле, на газетках своими продуктами. Сделали одно, не довели, — иронизирует девелопер. — Между вот этим Воровского и Блюхера огромный пустырь на улице Доватора, там можно было сделать цивилизованный стрит-молл, туда бы пришли торговать и фруктами, и туда бы переместились.
Мобильные фуд-траки — вагончики на колёсах — тоже современный вариант, который лишь надо узаконить, добавляет Бодрягин. Но главные пострадавшие – киоски с печатной продукцией, считает депутат Гордумы Константин Нациевский. Он уверен, что 70% челябинцев старше 55 лет не пользуются интернетом вообще, поэтому информацию получают, в основном, из газет и журналов. Сейчас с 211 из 242 киосков «Роспечати» и «Вечернего Челябинска» мэрией расторгнуты договора и они являются незаконными.
«На протяжении уже нескольких лет они не могут узаконить свои права на это, они не могут получить согласование с администрацией, с органами власти, которые, я считаю, в первую очередь виноваты. Социальные проекты, которые нужны для того, чтобы наше общество сохранилось, остались на обочине», — уверен Нациевский.
Член Общественной палаты Челябинска Владимир Добрынин считает, что разрабатывая новые правила работы для ларьков, чиновники должны обратить внимание на адекватность затрат для победы в аукционе.
То, что сегодня предлагают с аукционов — это средний ценник в 3 миллиона. За эту сумму предприниматель должен всё поставить. Но зачем малому бизнесу 3 миллиона тратить, когда он считает, что это всё временно, что он за эти деньги может купить то же самое помещение на первом этаже, — отмечает Добрынин.
Когда коммерсанты поймут, что им разрешают разместиться не временно, а в долгосрочной перспективе, тогда и решится вопрос с благоустройством и внешним видом этих объектов, уверен эксперт.
Однако пока действия администрации Челябинска вряд ли можно назвать решением проблемы, считает экс-сотрудник пресс-службы губернатора Владимир Чудаев. Среди чиновников сейчас вообще нет однозначной позиции, что делать с киосками, которые и нелегальными-то стали из-за бездействия разного уровня властей.
Власти не могут между собой договориться, как мы это сейчас видели, но при этом они говорят: не разговаривайте с нами ультиматумами. Нормальная позиция, коллеги: если вам наступают на хвост, и вы начинаете резко орать, то кому-то придется что-то делать, — отмечает г-н Чудаев.
Сейчас страдают не только те, кто приехал из Средней Азии и не может разобраться в местном законодательстве, но и те, кто десятилетиями вёл бизнес в Челябинске.
«Работали при Тарасове, работали при Юревиче, прекрасно потом работали при Давыдове и так далее. И вот в силу того, что у нас грядет изменение федерального законодательства, мэрия перестаёт работать и говорит: «Давайте подождем». Возникает серая зона. В эту серую зону начинают входить люди со своими деньгами, со своими предложениями, со своими интересами — куда бедному чиновнику податься? Чиновник начинает на это как-то реагировать, возникают коррупционные схемы», — рассказывает о ситуации бывший чиновник.
Напомним, по оценкам Ассоциации киоскёров, в Челябинске работает более 6 тыс. объектов мелкорозничной торговли, к которым относятся павильоны, киоски и ларьки. При этом каждая точка может приносить бюджету города до 200 тыс. в год. Неделю назад замглавы города Надежда Рыльская провела закрытое совещание с представителями этого бизнеса, ведомствами и чиновниками. Как сообщала DK.RU председатель Ассоциации Ирина Плещёва, по итогу беседы решено обратиться к Законодательному собранию, которое может принять новый закон, регулирующий конфликтную ситуацию. Согласно ему, предпринимателям без торгов будут продлять действующие договора на размещение объекта. Напомним, с 2018 г. в Челябинской области коммерсанты, желающие поставить киоск, обязаны заявляться на торги каждый год.
Екатерина Омельченко
Источник: Деловой квартал (Челябинск)