Представители мэрии изначально заняли жесткую позицию – сносить незаконные объекты, а теперь пошли на диалог с малым бизнесом. Однако после совещания в общественной палате города, куда были приглашены и чиновники, и предприниматели, и депутаты, и независимые эксперты, у игроков рынка остались сомнения, что вопрос все же будет решен в их пользу. Своим личным взглядом на проблему, ее причины и варианты решения с «ФедералПресс» поделился член общественной палаты города Челябинска Владимир Добрынин:
«Сегодня почти у всех, кто торгует в ларьках и киосках, нет договоров об аренде и не может их быть. Чтобы получить право торговать, надо выиграть аукцион и заплатить от пятисот тысяч до миллиона, чтобы через год снова пойти в торги, и не факт, что в них победишь и не потеряешь свой объект. Большинство из тех, кто работают сейчас незаконно, вынужденно оказались в такой ситуации.
На этой неделе общественная палата провела круглый стол по проблемам нестационарной торговли. После него ко мне пришли киоскеры и поделились своими переживаниями. Да, власти сейчас пытаются решить проблему и говорят, что городу нужны такие объекты. Объекты! А не предприниматели, которые работали годами. До этого им говорили, что они здесь лишние, что от них один вред, антисанитария и прочее. А теперь позиция города вдруг изменилась и власти уже не считают киоски вредными? Создается впечатление, что борьба с киосками в Челябинске похожа на передел рынка. Его сначала зачищают от работавших предпринимателей, а теперь эти места отдают либо им же, но уже на других условиях, либо другим, как выразились представители мэрии, молодым предпринимателям. Пока не понятно, кто конечный интересант этой истории и кто получит самые привлекательные места, но скоро это станет очевидным.
Киоски сегодня востребованы. Это торговля в шаговой доступности. Не все хотят заходить, к примеру, за хлебом в супермаркет. Предпринимателям в качестве альтернативы предлагают занимать пустующие торговые площади на первых этажах домов. Но то, что они пустуют, – проблема маркетинга их владельцев. Очевидно, там либо аренда запредельно высокая, либо место не проходимое. К тому же часто там есть ступеньки, а многие покупатели не хотят или не могут специально подниматься. И потом, нестационарные торговые объекты – это примерно 20 тысяч рабочих мест. Какое предприятие готово трудоустроить такое количество людей, многие из которых предпенсионного возраста? Нужно посмотреть на эту ситуацию еще и с точки зрения местных производителей. Некоторые из них не могут зайти в крупные сети, а вот таким образом им удобнее сбывать свою продукцию.
Я недавно зашел в магазин одной торговой сети, чтобы купить овощи на салат. И не смог выбрать, потому что они там были несвежие. В киоски поставляют продукцию более мелкими партиями, и она меньше портится. К тому же у добросовестного продавца есть все документы на товар и подтверждение его качества.
Конечно, есть и те, кто не должен работать в Челябинске. Часто бывает, что рядом с одним законным павильоном ставят два-три других, нелегальных. Нужен контроль».
Источник: ФедералПресс