«Такое ощущение, будто близкого человека потеряла»
Вот что пишет Ольга Дмитриевна: «В нашем городе Курганинске Краснодарского края закрылись все киоски Роспечати. Для меня лично это оказалось прямо-таки громом среди ясного неба. Сколько живу, а это уже семьдесят лет, столько моя жизнь связана с этими киосками. Когда-то Союзпечать, а теперь и Роспечать тоже. На копейки, что давали родители на мороженое, покупала журнал „Костер”, потом, уже повзрослев, на стипендию покупала журналы „Юность” и „Новый мир”. Жизненным спутником на многие годы была „Литературная газета” и „Аргументы и факты”. Потом перестроечные — „Огонек”, «Знамя”, „Московский комсомолец”, и все это приобреталось, иногда еще и очередь отстояв, через Союзпечать. А теперь вот уже последние пятнадцать лет подсела на газету „Моя семья”.
Каждый понедельник, не пропустив ни единого, я шла в киоск за очередным номером любимой газеты, как на встречу с дорогим другом. Отдать за подписку сразу тысячу рублей за полгода с небольшой пенсии накладно, а сорок рублей за номер вроде как и ничего.
Вот так я осталась без любимой газеты. На новый год пришлось подписаться, а где теперь купить текущие номера, никто мне не может ответить. С Интернетом не дружу ни в какой степени, потому читать там не сумею. Такое у меня ощущение, будто близкого человека потеряла и наша привокзальная площадь осиротела.
Вот так вот уходят последние символы советской эпохи…»
Мы не можем не разделять чувства Ольги Дмитриевны. Но что делать Роспечати, если всё меньше людей предпочитают чтение газет другим вещам?
Процесс сокращения неизбежен?
Не так давно в Союзе журналистов Кубани обсуждался вопрос массового закрытия павильонов Роспечати и задолженности этого акционерного общества перед СМИ. Об этом писали и на сайте творческого союза, и краевая пресса.
Сложная ситуация с ликвидацией киосков возникла в Геленджике, Армавире, Кропоткине, Темрюкском и Славянском и других муниципалитетах. Многим изданиям предприятие «Краснодарпечать» задолжало немалые суммы. На открытом заседании секретариата Союзе журналистов Кубани обсудить данную проблему пригласили генерального директора АО «Краснодарпечать» Вячеслава Мушникова и директора по стратегическому развитию макрорегиона «Юг» Романа Ишкова, редакторов краевых и районных газет.
На этом заседании была озвучена следующая позиция руководства АО «Краснодарпечать»: процесс сокращения киосковой сети неизбежен из-за падения продаж газет и журналов и в связи с ежемесячным ростом убытков. Основная прибыль у предприятия складывается из реализации прессы, продажа сувенирной продукции и бакалеи дает всего 15 процентов. В этом году, было сообщено, будет закрыто 139 павильонов из 323. И процесс, похоже, не остановить.
Член Экспертного совета при Минкомсвязи России, генеральный директор издательства «Околица» Александра Теребунова рассказала о своем негативом опыте работы с АО «Краснодарпечать»: наценка за газету в киосках непомерно высокая, выкладка «Околицы» и других кубанских изданий на витринах совсем не способствует продажам, деньги за реализацию издательство не получает уже полтора года… И это не единственный пример такого плана — многие редакторы газеты говорили о похожей ситуации.
Руководители АО «Краснодарпечать» считают, что ситуацию усугубляют требования муниципалитетов к дизайну павильонов. Стоимость новых может достигать 500 тысяч рублей и выше. В некоторых городах, к примеру в Анапе, часть киосков удалось заменить. А, к примеру, в Ейске требования местной администрации таковы, говорят представители АО «Краснодарпечать», что проще ликвидировать сеть, чем их выполнить.
Что может сегодня спасти ситуацию? Вячеслав Мушников считает, что поможет снижение налоговой ставки на аренду земли и субсидии из краевого бюджета на сумму налогообложения на фонд заработной платы. С этой просьбой АО «Краснодарпечать» обратилось в администрацию Краснодарского края.
— Чем может поддержать Союз журналистов Кубани и СМИ? Однозначно — в части снижения ставки на аренду земли. Для этого подготовим совместное обращение к муниципалитетам. Готовы работать с теми администрациями городов и районов, где на сегодняшний день есть проблемы у АО «Краснодарпечать». Но в субсидировании налогов на фонд заработной платы мы не видим выхода из ситуации. По логике вещей тогда и СМИ, и многие другие коммерческие структуры, а не только «Краснодарпечать», могут претендовать на субсидирование,— высказала свое мнение председатель Союза журналистов Кубани Диана Горбань.
Вопросу распространения бумажных СМИ всегда в нашей стране придавали значение государственной важности. И, кажется, сегодняшнее время не должно стать исключением, даже если у нас всех сейчас есть Интернет… Иначе последствия могут стать непоправимыми.
Марина Светлова
Источник: МК на Кубани