Об окончательном закрытии челнинской версии федерального «Стольника» конкуренты отзываются как о событии закономерном — просто издавать глянец и заниматься сопутствующими продуктами сегодня уже невозможно. По данным источников «БИЗНЕС Online», в последний год наблюдался заметный спад интереса рекламодателей к изданию, а платить за свой контент значительная часть из них предпочитали не деньгами, а сертификатами.
ОСТАВИЛА БИЗНЕС, УЕХАЛА В МОСКВУ
Едва ли не последний глянцевый журнал автограда окончательно ушел с рынка. Ежемесячник «Стольник» в последний раз вышел в свет летом этого года, однако гендиректор и главред Елена Зарухович тогда не подтверждала «БИЗНЕС Online» закрытие челнинского франчайзи — считалось, что редакция взяла паузу на межсезонье. Теперь источники «БИЗНЕС Online» сообщают, что из паузы проект уже не выйдет.
Альтернативой для женской аудитории «Стольника» остается другой франчайзи — «Я покупаю», который издается со слоганом «Для тех, кто любит шопинг» и имеет федеральный тираж вдвое бо́льший, нежели был у «Стольника». Из глянца можно упомянуть также полноцветный ежемесячный «М7 Бизнес Навигатор», однако это экономическое издание, ориентированное прежде всего на транспортную отрасль, далекую от аудитории «Стольника». Кроме того, некую реконцепцию заявил свадебный буклет Love, однако в настоящее время у проекта не работает даже сайт. Еще одно свадебное издание «Совет и любовь», напротив, запускает в дополнение к печатной и онлайн-версии мобильное приложение.
«Стольник» — это франшиза из Екатеринбурга, издаваемая в 12 городах России, не считая родины бренда и теперь уже автограда. Федеральный тираж журнала составляет 110 тыс. экземпляров, из которых в Челнах издавалось 7 тысяч. Журнал из 100 полос, включая обложки, распространялся бесплатно — в основном по организациям сферы услуг, вроде парикмахерских и частных клиник, где требуется скрасить ожидание клиента в очереди. Журнал позиционировался как рекламное издание для категории читателей 16+ и, кроме Челнов, в разное время охватывал аудиторию Елабуги, Нижнекамска и Альметьевска. Основными темами «Стольника» можно выделить межгендерные отношения с акцентом на женской психологии, моду, легкие обзоры, посвященные еде и путешествиям. Около половины контента занимала реклама, почти в полном объеме местная — от арендаторов челнинских торговых центров, клиник, баров. Городской пул рекламодателей минимально разбавляли ближайшие города Закамья, из столичного бизнеса можно было заметить на полосах рекламу разве что аквапарков, куда за отсутствием альтернативы челнинцы целенаправленно и регулярно выбираются.
По словам одного из бывших работников «Стольника», журнал последний год испытывал финансовые проблемы. Продаж было все меньше, реклама не продавалась. Зарплата задерживалась на несколько месяцев, а с бывшими работниками франчайзи стали расплачиваться сертификатами от рекламодателей. По мнению источника, продажи падали не в последнюю очередь из-за отсутствия Зарухович, которая, оставив детище на менеджеров, переехала в Москву — до тех пор пул партнеров во многом формировался ее личной харизмой.
Зарухович имела в городе репутацию светской львицы. Окончив в 1999 году факультет иностранных языков Елабужского пединститута, она никогда не работала по специальности. В 2007-м Зарухович прошла кастинг для программы Fam TV на челнинском телевидении, тематика которой была близка будущему «Стольнику». Впоследствии она также знакомила челнинцев с прогнозом погоды. В бизнес пришла после замужества — ее избранником стал предприниматель Вадим Зарухович, владелец нескольких сервисных центров Bosch, с которым бывшая телеведущая воспитывает троих сыновей.
«ЧТОБЫ ЗАНИМАТЬСЯ ГЛЯНЦЕВЫМИ ЖУРНАЛАМИ, НУЖНО РАЗВИВАТЬСЯ ПО НЕСКОЛЬКИМ ДРУГИМ НАПРАВЛЕНИЯМ»
«Стольник» в Челнах начал издаваться в 2013 году. Сложно сказать, изменились ли с тех пор условия франшизы, но сейчас владелец бренда выставляет своим потенциальным партнерам паушальный взнос в размере 300 тыс. рублей и ежемесячные отчисления 50 тыс. рублей в качестве роялти — такова цена для городов, в которых живут менее 600 тыс. человек. Минимальное штатное расписание также определяет франчайзер, требуя найма не менее 12 постоянных сотрудников, не считая фрилансеров. Начальный уровень инвестиций определен на уровне 1,3 млн рублей — столько необходимо на выпуск первого номера в случае, если франшизу покупает не издательский дом. При описанных условиях франчайзер обещает окупаемость за 8–12 месяцев и прибыль порядка 200 тыс. рублей в месяц впоследствии. В пакете сопровождения екатеринбургские издатели предлагают обучение, базу федеральных рекламодателей, плотную опеку на первые три номера, обложки и 100 полос редакционных материалов к каждому выпуску — то есть полный объем контента на один тираж, если собственных материалов франчайзи не хватает.
Вместе с этим головной офис предлагает и услуги типографии, если в регионе нет вариантов поинтереснее. Челнинский «Стольник» печатался именно по этой схеме — франчайзером в нижегородской типографии «АПД», и, как говорит наш инсайдер, печать обходилась челнинцам дорого, став еще одним фактором закрытия бизнеса.
По мнению участников рынка, сегодня для успешного издания глянца необходимо продавать сопутствующие продукты. Так развивается, в частности, «Я покупаю. Набережные Челны», первым редактором которого, кстати, тоже была Зарухович. Нынешний редактор журнала Жанна Дарина в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» рассказала, какими направлениями пришлось заняться этому франчайзи, чтобы сохранить позиции на рынке.
«Не секрет, что печатные СМИ с рынка потихоньку уходят, но рынок нишевых глянцевых изданий не завершен и он развивается, — считает Дарина. — Когда все говорили, что дни глянцевых изданий сочтены, мы успешно делали три журнала — наш базовый шопинг-гид „Я покупаю“, семейный глянцевый продукт совместно с сетью „Эссен“ „Счастливы дома“ и еще один журнал для торгового центра. Чтобы успешно заниматься глянцевыми журналами, нужно развивать бизнес по нескольким другим направлениям. Например, мы, выпуская журнал, делаем очень много коммерческих мероприятий под брендом „Я покупаю“, работаем как ивент-агентство с хорошим опытом и влиянием на аудиторию плюс дополнительные проекты. Когда у тебя редакция укомплектована, то можно делать много разных интересных корпоративных продуктов. Все это в совокупности делает бизнес-модель жизнеспособной и дает ресурсы для дальнейшего развития».
По словам Дариной, сегодня челнинский «Я покупаю» предлагает читателям исключительно собственный контент. От «Стольника» журнал отличается и периодичностью — если издание Зарухович выходило сдвоенными номерами дважды в год, то шопинг-гид окончательно перешел на выпуск одного номера в два месяца, загружая сотрудников параллельными проектами.
«Издание глянцевых журналов — это не хобби, а очень тяжелый бизнес, который завязан на персоне руководителя, потому что журнал воспринимают сквозь призму личного бренда. При этом если ты крут, но один — тебе не справиться. Должна быть профессиональная и энергичная команда. Вообще, аудитория наших глянцевых журналов преимущественно, но не исключительно женская. Мы для активной покупательской аудитории, для тех, кто следит за трендами, кто активно посещает мероприятия. Пока занимаемся дистрибуцией в Челнах, Елабуге, Нижнекамске и Альметьевске, но сейчас уже выходим на Казань», — рассказала Дарина.
Главный редактор свадебного издания «Совет и любовь» Александра Романова полагает, что ошибкой «Стольника» могла стать ориентация на слишком широкую аудиторию, в чем журнал безуспешно конкурировал с интернетом. «Они рассказывали обо всем — о моде, красоте, но все подобное есть в том же „Инстаграме“, при этом печать не бесплатная, — делится Романова. — У нас же узкая свадебная специализация, и если мы публикуем информацию, например о банкетном зале, то прописываем все: вместимость, средний чек, возможно, какие-то подарки от владельца. Поэтому и не собираемся закрываться. Кроме того, у нас есть онлайн-версия с многочисленной и именно целевой аудиторией». По словам Романовой, ее коллектив тоже занимается дополнительными проектами — организует свадебные выставки, география которых в том году охватит как крупные города Закамья, так и Казань.
Кирилл Ерофеев, Влас Мысько
Источник: БИЗНЕС Online