Укрощение киоскера

Через полгода после бунта киоскеров гордума Екатеринбурга вернулась к обсуждению положения о нестационарной торговле.

У предпринимателей, создавших за это время свое общественное объединение, накопилось 185 замечаний к документу, регламентирующему их бизнес. На рассмотрение поправок у комиссии экономическому развитию ушло семь часов. Большую часть корректировок в ходе обсуждения отклонили, но предприниматели планируют отстоять еще несколько пунктов на заседании гордумы 11 февраля.

Пока страсти не утихли, ЕТВ решил вспомнить, как новая мэрия развязала войну с киосками и что из этого вышло.

ЕТВ выясняет, почему зимы в Екатеринбурге стали теплее и к чему это может привести.

Одним из основных замечаний бизнесменов стали расплывчатые требования к внешнему виду киосков. По нынешним правилам, нестационарные объекты должны просто соответствовать архитектурному облику города и вписываться в городскую среду. Коммерсанты увидели в таких формулировках коррупциогенный фактор — ведь чиновники могли найти несоответствие в чем угодно. Отдельно отметили медлительность мэрии: прописать требования надо было еще до утверждения новой схемы размещения нестационарных объектов, чтобы предприниматели рассчитали все издержки. Было решено, что администрация подготовит отдельный правовой акт и согласует его с коммерсантами до середины апреля.

Другое принципиальное замечание предпринимателей касалось оснований для расторжения договора аренды. Администрация предложила прописать три таких основания: нарушение Гражданского кодекса (чтобы избавиться от неплательщиков), исключение площадки из схемы размещения и нарушение правил торговли (продажа алкоголя и табачных изделий без лицензии). Последний пункт возмутил бизнес-омбудсмена Елену Артюх. Она отметила, что эти нарушения подпадают под административную ответственность и должны регулироваться соответствующими органами. В комитете по товарному рынку решили, что все вопросы в конце концов все равно адресуют мэрии, так что чиновники могут пресечь нарушение, организовав внеплановую проверку с полицией. Прокуратура эту позицию поддержала.

Есть ли у киосков в Екатеринбурге шанс выжить и что произойдет с ними в недалеком будущем.

Также киоскеры попытались пробиться в аукционную комиссию, которая будет определять, кому достанется место под ларек. Но из этого ничего не вышло. Как и планировали в администрации, она будет состоять из трех депутатов профильной комиссии и четырех представителей мэрии.

Предприниматели все еще считают постановление сырым, поэтому есть вероятность, что решением думы его отправят на доработку. Однако принять документ должны были еще до декабря 2019 года, чтобы Екатеринбург начал новый год, разыгрывая конкурсы на аренду участков по новым правилам. Сейчас решить все вопросы нужно до 1 июля 2020 года — это крайний срок для подачи заявлений от киоскеров, которые продолжат работать в переходном периоде без торгов.

Если команда мэрии не договорится с коммерсантами — это будет основанием для вмешательства прокуратуры. Но начиналась борьба с киосками совсем по-другому…

Киоски — за МКАД

В начале своего мэрского пути Александр Высокинский поставил задачу избавить центр Екатеринбурга от киосков.

«Вынести за МКАД», — как шутили депутаты гордумы. Согласно озвученной концепции, к 300-летию города в пределах первого транспортного кольца должны были оставить торговые точки с водой, мороженым и ларьки «Роспечати». Позже глава города отметил, что в наших погодных условиях неплохо было бы пощадить и нестационарные объекты, где варят свежий кофе.

Перемещение ларьков должно было сподвигнуть бизнесменов арендовать помещения на первых этажах зданий, сделать торговлю цивилизованной и придать городу лоск. Завершить первый этап изгнания киосков должны были уже в 2020 году. Мэр даже задумывался о том, чтобы поставить в центре города памятник киоску — как напоминание о чем-то давно утерянном. Остальные торговые объекты должны были переместиться на конечные остановки транспорта и в города-спутники.

Какие парки в Екатеринбурге реконструируют в ближайшем будущем и почему нас это так пугает?

Планы мэрии удачно совпали с идеями депутатов гордумы. Осенью 2019 года они создали рабочую группу по изгнанию киосков, на которой отчитали комитет по товарному рынку, который не обуздал торговцев раньше. Действовать предлагали жестко, как Собянин в Москве (устроить ночь длинных ковшей и сгрести киоски под покровом ночи).

Народные избранники даже попытались заключить соглашение с полицией, чтобы ускорить снос незаконных объектов. Они предполагали, что силовики смогут выносить незаконные киоски через десять дней после составления протоколов (хотя этого срока вполне хватает незаконным торговцам пиротехникой в новогодние праздники). Но в УМВД сослались на нехватку денег и отсутствие помещений для хранения. Прокурор Екатеринбурга Светлана Кузнецова в ответ заподозрила силовиков в «крышевании» выгодного бизнеса.

Сейчас владельцев нестационарных объектов сначала просят разобрать киоски за свои деньги, если ничего не происходит, мэрия ищет подрядчика, вывозит киоск и возвращает затраты через суд. За время согласований владельцы трейлеров могут успеть перебраться на другую точку и продолжить работу. Иногда процесс затягивается на годы из-за рассмотрения в апелляционных инстанциях и статуса земли, на которой они расположены — в частной собственности сила мэрии ослабевает. А претензии к киоскам могут быть самыми разными: от санитарных норм до расположения на каких-нибудь трубах.

Как Екатеринбург будет развиваться и чем удивлять в ближайшие годы, читайте на ЕТВ.

Долг правит

К весне мэрия Екатеринбурга подготовила новую схему размещения нестационарных объектов. В нее вошли 2,3 тысячи ларьков. В перспективе их количество должно было сократиться до 800. С владельцами точек было решено заключить договор сроком на один год, а после выставить места на аукцион. С победителями должны заключить договоры на семь лет, а 1,5 тысячи площадок отправить в небытье. Но все оказалось не так просто.

Перспектива участия в аукционе и отсутствие каких-либо гарантий напугали бизнесменов, которые могли потерять точки, на которых «стояли» с девяностых годов. Предприниматели решили напомнить городу о невыполненных соглашениях. Оказалось, что во время подготовки к ЧМ-2018 владельцам ларьков предложили обновить внешний вид нестационарных объектов по концепции администрации за свои деньги. Взамен мэрия обещала не трогать их три года — чтобы успели отбить затраты. Предприниматели выполнили условия, но не получили желанной отсрочки. Они решили объединиться и призвать администрацию к ответу.

«Мы разносили листовки с призывами к объединению. У данного вида деятельности нет четких правил игры. Администрация ставит над нами эксперименты. Мы прошли девяностые, пережили ни одну реконструкцию, чемпионат мира, мы даем работу людям пенсионного возраста», — говорил в эфире ЕТВ предприниматель Андрей Бузилов.

Как изменится главный документ на будущее Екатеринбурга после общественных обсуждений?

Чтобы убедить региональную власть откорректировать свое собственное постановление, предпринимателям пришлось создать чуть ли не новую общественную организацию. Владельцы павильонов объединились, привлекли юристов, которые обращались в прокуратуру, сами торговцы собрали 30 тысяч подписей горожан в поддержку нестационарных объектов и отправили их в Госдуму. В ответ получили письмо Минпромторга о поддержке малоформатной торговли.

Вскоре прокурор Свердловской области Сергей Охлопков предложил губернатору Евгению Куйвашеву пересмотреть сроки заключения договоров с владельцами нестационарных объектов. Недовольных киоскеров пригласили на переговоры к вице-губернатору Сергею Бидонько, где он подтвердил, что сокращение киосков не будет резким. Было решено ввести переходный период сроком на три года, за время которого предприниматели успеют приспособиться к новым условиям.

ЕТВ вместе с дизайнерами разбирается, как сделать Екатеринбург стильным и красивым.

«Все три года, на которые продлен переходный период, наша группа будет работать, и мы намерены уже вместе с администрацией сформировать такие условия, в которых нестационарная торговля не исчезнет, а будет развиваться. Например, мы хотим предложить, чтобы с предпринимателями, работающими в нестационарной торговле дольше пяти лет, заключали договоры без аукциона сразу на семь лет. Потому что только так предприниматели будут уверены, что их не выгонят с площадки через год, и смогут вкладывать деньги и в обновление павильонов, и в расширение бизнеса», — рассказал предприниматель Андрей Бузилов.

Киоск живет три года

Непонимание бизнесменов вызвала не только перспектива биться за точку на торгах, но и кольцевая концепция мэрии Екатеринбурга. Большинство киосков должно было остаться на втором кольце — где-то в Юго-Западном районе. В третьем транспортном кольце оказались Шабровский, Верхняя Пышма и Горный Щит.

«Там этого не надо. Ритейлы не напирают. Понятие центра не регламентировано. Для одних — культурный, для других — промышленный. Будем определять, где он находится. [Мэр Александр] Высокинский подтвердил, что огульно ко второму кольцу подходить не будем», — рассказывал Андрей Бузилов.

Решение мэрии Екатеринбурга избавиться от киосков также может стать невыгодным для города. Как рассказал депутат гордумы Роман Ступников, прямые доходы от аренды земли в 2018 году составили 118 миллионов рублей. Помимо этой суммы владельцы киосков платили налоги, благоустраивали прилегающие территории. Общая сумма со всех объектов составляла около 1,5 миллиарда рублей.

«И мы хотим отказаться. Основной аргумент: благоустроить к 300-летию. Это важный праздник, но это один день в жизни города, а 118 миллионов — каждый год. Мы не должны жертвовать деньгами. Это практически садик. Город нуждается в доходах, у нас и так дефицитный бюджет», — считает депутат Роман Ступников.

Почему принятие главного финансового документа Екатеринбурга обострило конфликт мэра и депутатов.

Произвести революцию в бизнесе, который существовал на протяжении десятилетий, ради праздника решили и в соседнем Челябинске. Городские чиновники сократили количество ларьков в новой схеме с четырех до двух тысяч объектов в рамках подготовки к саммитам ШОС и БРИКС.

«Предприниматели пошли в суды, выиграли, но работать им не дали. Выдали уведомления о демонтаже, потому что закончились сроки, которые нельзя продать без торгов. Сейчас весь Челябинск стоит незаконно. Муниципалитет оказался не готов к перестройке: 440 торгов за 1,5 года. Меньше, чем десятая часть. Остальные остались за гранью закона», — рассказала член президиума ассоциации киоскеров Ирина Плещева. По ее словам, предприниматели готовы даже изменить внешний вид киосков, но чиновникам они не нужны ни в каком виде.

Екатеринбург, который может быть идеальным, если бы не несколько «но»…

Чем закончится борьба киоскеров и чиновников для Екатеринбурга, остается неясным. Трагизма в эту историю добавил недавний снос павильона «Цветы от Аллы» у Главпочтамта. Освободить участок пришлось по требованию ГИБДД. Разобрать павильон своими силами владелица не успела из-за судебных разбирательств. Потом приехали рабочие мэрии и сломали стеклопакеты и даже вывеску. «27 лет стоял хлеб нашей жизни. Первый киоск, когда люди увидели цветы», — сокрушалась владелица.

Мария Войнакова

Источник: Екатеринбург-ТВ

У вас недостаточно прав для комментирования